Зодиак: сидерический и тропический. Айянамша. Натальная карта.

Вы уже знаете, что такое эклиптика и что она включает в себя 12 знаков Зодиака. В этой лекции поговорим о том, как эта система отображается в гороскопе.

"Веды" — от санскритского слова "веда", означающего "знание" или "мудрость", — являются, как верят в Индии. "Веды" - это хранители доисторических учений, более древних, чем любые сохранившиеся письменные копии. Считается, что "Веды" передавались из уст в уста, по наследству особо избранными семьями в браминских сообществах в Индии на протяжении тысяч лет, пока не были сведены в уже дошедшие до нас "книги". И даже эти устные "Веды" считались не оригинальным текстом, а воспроизведением более раннего учения. Утверждалось, что "Веды" собрала воедино семья риши, переживших катаклизм. Они решили "в начале новой эпохи… сберечь знание, унаследованное ими в качестве святого завета от праотцов".

Глава 1. Введение в Джйотиш.

Джйотиш или индийская астрология - возможно, самое древнее и полное сохранившееся астрологическое знание. В этой части вы познакомитесь с основными трактатами Джйотиш.
Наука астрологии зовется Хора-шастрой; это название
получено объединением двух слов - Ахо и Ратри - от которых
отброшены первые и последние буквы. Хора-шастра говорит о
результатах хороших и плохих поступков, сделанных людьми
в их прошлых жизнях.
Вараха Михира, Брихат-Джатака
Ахас на санскрите означает "день", а Ратри - "ночь". Однако, не менее вероятно заимствование слова "хора" из греческого языка, где оно означает "час". Как бы то ни было, "хора" подразумевает влияние времени рождения на человека.

"Брихат Парашара Хора Шастра", главный трактат ведической астрологии вторит Вараха Михире:
Если опустить первый и последний слоги слова "Ахоратра"
получится слово "Хора"; и Хора - 12 раши (знаков) Лагн -
находится между Ахоратрой, то есть, между днем и ночью.
О хороших и плохих результатах для рожденного говорят
только после изучения Хоры.
Парашара Муни, Брихат Парашара Хора Шастра

Основные трактаты Джйотиш

В нашем курсе используются выдержки из древних писаний Джйотиш. Это:

"Брихат Парашара Хора Шастра" мудреца Парашары,
"Брихат Джатака" Варахамихиры
и
"Пхаладипика" Мантрешвары.

"Бриха́т-пара́шара-хо́ра-ша́стра" — классический трактат по джйотишу (ведийской астрологии), записанный на санскрите. Трактат состоит из 4 тыс. шлок (строф) в 100 главах. Это самый древний и авторитетный классический текст по традиционному джйотишу. Он подробно повествует о принципах и предсказательных техниках джйотиша. Согласно традиции джйотиша, текст датируется 3 тыс до н.э., ученые датируют текст VII — VIII веками. Его автором является ведийский мудрец Парашара. Считается, что трактат долгое время устно передавался из поколения в поколение.

В трактате повествуется о шестнадцати раши-варгах (частях знаков зодиака), правилах их использования, аспектах раши и граха (знаков и планет). Также в книге говорится о свойствах двенадцати бхава (домов) и их управителей, и расположении управителей домов гороскопа в других домах. Трактат также рассматривает качества граха (девяти планет) и упаграха (вторичных планет и астрологических точек), способы вычисления каракамша (сути планеты), всевозможных йогах (планетных комбинациях и соединениях), планетных периодах, подпериодах и субпериодах, системе Аштака-варга и её использовании, объясняет правила интерпретации женских космограмм, описывает планетные лучи и раскрывает другие аспекты джйотиша.

Еще одно важное имя для джйотиша: Варахамихира. Это индийский астроном, математик и астролог, предполагаемый автор свода правил брачной и хорарной астрологии "Виваха Патала". Основным астрономическим сочинением Варахамихиры является "Панча-сиддхантика" ("Трактат, включающий пять сиддхант"(астрономических книг)). Датируемый приблизительно 575 годом, этот трактат содержит извлечения из древних индийских астрономических книг, в настоящее время утраченных. В области астрологии гороскопов Варахамихире принадлежат труды "Брихат-Джатака" ("Большая книга о рождениях") и "Лагху-Джатака" ("Краткая книга о рождениях"). Кроме того, он сочинил три работы по военной астрологии ("Брихад Ятра", "Тиканика Ятра" и "Йога Ятра").

И третий важный трактат - "Пхаладипика", написанный Мантрешварой, выдающимся индийским астрологом, жившим приблизительно в XVI веке. Трактат стоит в одном ряду с Брихат Парашара Хора Шастрой, Брихат Джатакой Варахмихиры и Джатакой Париджатой Вайдьи Натха. Это сочинение Мантрешвары не теряет своей популярности среди астрологов Индии и по сей день.

Астрономические основы Джйотиша

"Астрология базируется на знании астрономии. Поэтому сначала нужно освоить некоторые астрономические понятия, а потом изучать методы джйотиша. Кстати, всякая работа в джйотиш всегда состоит из трех последовательных шагов:

РАСЧЕТ ГОРОСКОПА, ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ и ТОЛКОВАНИЕ.

В качестве первого шага нужно рассчитать, как выглядит карта неба соответственно времени и месту события, чаще всего - рождения человека. Затем эту карту надо представить в символической форме - в результате получается гороскоп или карта рождения. И только после получения точной карты можно начать ее толковать. Очень важно помнить о том, что неверные вычисления всегда ведут к неверному толкованию."

Харт Дефау, Роберт Свобода.
"Джйотиш. Введение в индийскую астрологию."
Как мы знаем, Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите, но нам с земли кажется, что это Солнце движется вокруг нашей планеты. Подробно это обсуждалось в предыдущей лекции. Траектория кажущегося движения Солнца — это, как вы помните, эклиптика. Движение девяти планет джйотиша (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Раху и Кету), как оно видится нам с земли, происходит по "ленте", опоясывающей небо. Она простирается примерно на 8° к северу и на 8° — к югу от эклиптики. Этот ограниченный пояс неба, в пределах которого перемещаются планеты, и носит название "зодиак". Он разделен на 360°. Как в геометрии, каждый градус делится на 60 минут (знак '), а каждая минута — на 60 секунд (знак ").
Имена знаков сидерического (дословно - "звездного") зодиака: Меша (Овен), Вришабха (Телец), Митхуна (Близнецы), Карка (Рак), Симха (Лев), Канйя (Дева), Тула (Весы), Вришчика (Скорпион), Дхану (Стрелец), Макара (Козерог), Кумбха (Водолей) и Мина (Рыбы) являются двенадцатью раши по порядку.
Парашара Муни
Парашара Муни
Брихат Парашара Хора Шастра
Парашара Муни
Пара́шара (санскр. पराशर, Parāśara IAST «Разрушитель») — ведийский мудрец, который считается автором нескольких гимнов "Риг-веды". Парашара получил "Вишну-пурану" от Пуластьи и составил законники "Дхарма-шастры". От его союза с Сатьявати родился Вьяса, которому приписывается "разделение" Вед и авторство "Махабхараты". Парашара также считается автором базового трактата по индийской астрологии — "Брихат-парашара-хора-шастры". Согласно "Махабхарате", Парашара был сыном мудреца Шакти, и внуком одного из семи великих мудрецов Васиштхи. Парашара был прадедом Пандавов и Кауравов — обеих воюющих сторон в "Махабхарате".

Стили построения карты рождения

В Индии используются две различные формы гороскопа: одна более популярна на юге, другая – на севере. Различие в форме не влияет на результаты предсказаний, и использование той или иной формы – просто дань традиции. В нашем курсе предпочтение отдано методу южной Индии.
Южно-индийский стиль построения карты Раси
Индийский гороскоп. Южно-индийский стиль
Здесь вы видите 12 квадратов, которые обозначают 12 созвездий вдоль эклиптики. Созвездия ВСЕГДА помещаются в одни и те же квадраты. На первых шагах рекомендуется их подписывать для лучшего запоминания, но со временем необходимость в этом совершенно отпадет. Обратите внимание, что порядок созвездий всегда идет по ЧАСОВОЙ стрелке.
Меша
(Овен)
Знаки зодиака в ведической астрологии
Вришабха
(Телец)
Митхуна
(Близнецы)
Карка
(Рак)
Симха
(Лев)
Канйя
(Дева)
Тула
(Весы)
Вришчика
(Скорпион)
Дхану
(Стрелец)
Макара
(Козерог)
Кумбха
(Водолей)
Мина
(Рыбы)
Ниже: пример гороскопа в южноиндийском (слева) стиле и североиндийском (справа). В курсе используются карты, составленные в южноиндийском стиле.
Индийский гороскоп. Южно-индийский стиль
Рыбы представлены в виде двух рыб, лежащих близко друг
к другу, с головами, обращенными в противоположных
направлениях; Водолей показан в виде человека, несущего
сосуд с водой; Близнецы изображены в виде мужчины
с дубинкой и женщины с лютней, в тесных объятьях;
Стрелец описывается как кентавр с задней частью как
у коня и передней как у лучника; Козерог имеет морду оленя,
а нижнюю часть - как у крокодила; Весы изображаются
в виде человека с весами в руке; Дева описывается девушкой,
сидящей в лодке с колосом в одной руке и огнем в другой;
а остальные знаки описываются их именами и водятся
на местах, созвучных их природе.
Варахамихира, Брихат-Джатака
Давайте проследим годичный путь Солнца по эклиптике, используя карту Раси. Вспомните предыдущую лекцию: в году есть четыре главные кардинальные точки - весеннtе и осеннее равноденствия, и зимнее и летнее солнцестояния. Весеннее равноденствие (когда продолжительность дня и ночи равны) приходится на 20 марта, осеннее - на 22 сентября. Летнее солнцестояние (самый длинный день года) 21 июня, а зимнее (самый короткий день года) - 21 декабря.
В Ведах есть очень древние упоминания о положениях равноденственных точек. В поздней ведической литературе говорится о весеннем равноденствии в Плеядах (Криттике), то есть в конце Тельца: примерно в 2500 году до н.э. В Ригведе упоминаются еще более ранняя эпоха Близнецов-Ориона (Мригашириш, около 4000 до н.э.), эпоха Рака (Нунарвасу, около 6000 лет до н.э.) и другие.

Итак, 21 марта 2017 года Солнце находилось в 6 градусах 23 минутах (6° 23') созвездия Рыб. 14 апреля Солнце вошло в созвездие Овна, 15 мая - в Телец (Солнце находится в одном созвездии около месяца), 16 июня - в Близнецы, 17 июля - в созвездие Рака. 17 августа Солнце перешло в знак Льва, 17 сентября - в созвездие Девы, 18 октября - в Весы и 17 ноября - в Скорпион. 16 декабря Солнце - в Стрельце, 15 января 2018 года в Козероге, а 13 февраля - в Водолее. Завершая годовой цикл, 15 марта Солнце перейдет в созвездие Рыб и 15 апреля 2018 года вновь окажется в Овне.
Меша

Знаки зодиака в ведической атсрологии. Сурья. Весеннее и осеннее равноденствие. Зимнее и летнее солнцестояние
Вришабха

Митхуна
Карка

Симха

Канйя

Тула

Вришчика

Дхану

Макара

Кумбха

Мина

Весеннее равноденствие 20 марта
Su (21 марта)
Su (14 апреля)
Su (15 мая)
Su (16 июня)
Su (17 июля)
Su (17 августа)
Su (17 сентября)
Su (18 октября)
Su (17 ноября)
Su (16 декабря)
Su (15 января 2018)
Su (13 февраля 2018)
Su (15 марта 2018)
Летнее
солнцестояние
21 июня
Осеннее
равноденствия
22 сентября
Зимнее
солнцестояние
21 декабря
Su - Солнце
Теперь, зная день своего рождения, вы можете самостоятельно определить, в каком созвездии (раши) в вашем гороскопе находится Солнце.

(Не пугайтесь: вам не придется постоянно считать вручную положение Солнца и планет, современные программы это сделают за вас)
Например, если вы родились между 14 апреля и 15 мая, то Солнце в вашем гороскопе будет в созвездии Меша (Овен). Если с 16 декабря по 15 января, то Солнце будет находится в созвездии Дхану (Стрелец).

Не забывайте, что для наблюдателя с Земли Солнце проходит эклиптику за год, находясь в одном знаке около месяца.

Переход Солнца из одного созвездия в следующее называется Сурья Санкранти.


Двенадцать знаков зодиака. Движение Солнца по эклиптике
ГЛОССАРИЙ

СУРЬЯ САНКРАНТИ

"Санктранти" означает переход, движение, изменение, "Сурья" - Солнце.

Сурья Санкранти - день, когда Солнце переходит из одного знака Зодиака в другой (обычно в середине месяца). Этот период считается непростым.
Солнце в астрологии. Сурья. Рави.
В индуизме Сурья Санкранти считается благоприятным только для духовных практик.

6 часов 24 минуты до входа Сурьи в Раши, и 6 часов 24 минуты после входа в следующий Раши не подходят для начала новых и важных дел, особенно для путешествий, брака, зачатия детей, сделок, приобретений и начала лечения.

Из всех этих дней самым значительным считается Макара-санкранти. Он наступает в день зимнего солнцестояния (Уттараяна), когда Солнце входит в знак Козерога и начинает двигаться на север. С этого времени дни увеличиваются, и эта половина года считается благоприятной. Половина года, когда Солнце движется на Север - это один день в мире богов.


Санскритсие и латинские названия созвездий зодиака

В таблице представлены названия созвездий, используемые в астрологических книгах ипрограммах.

Глава 2. Сидерический и тропический зодиак. Айянамша.

В астрологии используются два зодиака, и для обучения необходимо твердо понять их различия.
Внимательный читатель уже мог отметить, что при расчете положения Солнца, который мы произвели чуть выше, возникает противоречие. Большинство из нас считает себя Близнецами, Раками или Стрельцами, определяя свой знак зодиака на основании даты рождения так:

Определяющим моментом является положение Солнца в тот или иной день года: исходя из этого "назначается" знак зодиака каждому родившемуся. Обратите внимание: отсчет начинается с 20-21 марта, т.е. с точки весеннего равноденствия.

Однако, если вы рассчитали положение Солнца в вашем "индийском" гороскопе, то могли увидеть, что ваше Солнце - не в "вашем" знаке зодиака, а в соседнем. Например, ваш день рождения - 5 апреля, и в западной традиции вы - Овен. Но при расчете положения Солнца на 5 апреля вы можете видеть, что на самом деле с 15 марта по 14 апреля оно находится в созвездии Рыб.

Многие думают, что существует только один зодиак неподвижных звезд или созвездий. Мы полагаем, что если в эфемеридах - астрологической таблице, указывающей положения планет, - планета находится в каком-то знаке, то, взглянув на небо, мы увидим эту планету среди звезд соответствующего созвездия. В действительности дело обстоит иначе. Тот зодиак, которым пользуются современные западные астрологи, так называемый тропическuй зодиак, давно утратил реальную связь со звездами и не соответствует наблюдаемым положениям планет.

Причину этого противоречия вы уже знаете - прецессия точки весеннего равноденствия, которая смещает эту точку на один градус каждые 72 года.

Тропический зодиак основан не на звездах, а на положении Земли относительно Солнца. Тропик Рака и тропик Козерога соответствуют положениям Солнца в моменты летнего и зимнего солнцестояний. Точка отсчета тропического зодиака - положение Солнца в момент весеннего равноденствия (начало знака Овна). Положение Солнца в момент летнего солнцестояния соответствует первому градусу Рака, в момент осеннего равноденствия - первому градусу Весов, а в момент зимнего солнцестояния - первому градусу Козерога. Кардинальные точки тропического зодиака - это начальные моменты четырех времен года. Но из-за прецессии реальное положение неподвижных звезд, соответствующих этим начальным моментам сезонов, меняется!

Другой вид зодиака - сидерический, или звездный - соотносится с реальными созвездиями или неподвижными звездами. Его используют ведические астрологи и западные сторонники сидерической астрологии. Около 2 000 лет назад эти два зодиака совпадали, но потом разошлись из-за прецессии, и со временем это расхождение медленно растет. И получается, что тропический зодиак отражает реальную астрономическую картину 2 000-летней давности.

Сидерический зодиак, по-видимому, является более древним, ибо основан на наблюдаемой картине неба. Тропический же зодиак, вероятнее всего, произошел от сидерического. Само понятие зодиака возникло задолго до того, как точка весеннего равноденствия совпала с начальной точкой Овна. Говоря о знаке Тельца, древние египтяне и вавилоняне, несомненно, должны были иметь в виду звезды одноименного созвездия. Однако, в их времена точка весеннего равноденствия находилась в Тельце, а не в Овне.
Дендерский зодиак — широко известный египетский барельеф с потолка часовни, посвященной Осирису в храмовом комплексе Хатхор в Дендере, который содержит изображение созвездий.
Дендерский зодиак — широко известный египетский барельеф с потолка часовни, посвященной Осирису в храмовом комплексе Хатхор в Дендере, который содержит изображение созвездий.
Теперь вы никогда не спутаете эти два зодиака! Когда мы будем говорить о знаке, созвездии или раши, например, Овна, в котором расположена планета, то будем иметь в виду именно положение планеты в этом созвездии согласно сидерическому зодиаку, который использует Джйотиш.

Айянамша

Примерно раз в 25 800 лет, точки отсчета в сидерическом и тропическом зодиаках совпадают. А затем снова расходятся - со скоростью примерно в 1° дуги в каждые из последующих 72-х лет. Расстояние между двумя опорными точками сидерического и тропического зодиаков в каждый момент времени обозначается на санскрите термином айянамша.

Чаще всего в качестве даты совпадения этих двух зодиаков принимается 285 г. н.э., и эта дата известна как айанамша Лахири или айянамша Читры. Также в Индии используются айянамши Кришнамурти - 291 год. н.э. и Рамана - 397 год н.э. Мы будем использовать айянамшу Лахири.

Айянамша - это разница между точками отсчета сидерического и тропического зодиаков! Чтобы "перевести" позиции планет из сидерического зодиака в тропический, айянамша нужного года добавляется к их сидерической позиции. Величина айянамши возрастает приблизительно на 50,29 дуговой секунды за год. Ниже можно увидеть значения аяйнамши Лахири в ХХ веке:

Соединение уже знакомых вам понятий - прецессии и ведической системы юг, сделано подробно и системно Шри Юктешвара в книге «Священная наука» (Sri Yukteswar. The Holy Science). Его методики расчетов и пояснений некоторых ключевых пунктов мы будем рассматривать в нашем курсе.

Шри Юктешвар принимает за начало последнего цикла прецессии 449 год н.э., а продолжительность цикла прецессии оценивает в 24 000 лет, разделяя на четыре части в соответствии с ведической теорией юг. К его системе близки результаты расчетов д-ра Б.В. Рамана. К настоящему времени различие между этими двумя вариантами айянамши столь незначительно, что при расчетах гороскопов им вполне можно пренебречь. Современные астрономы полагают, что продолжительность цикла прецессии - 25 800 лет (а скорость около 50,3" в год).

Юги - мировые эпохи

В основе ведической культуры лежит сложнейший и тщательнейший ритуал, настроенный по большим и малым циклам времени, суточному, месячному и годовому циклам. Они явлены в движениях Солнца, Луны и планет: люди древности смотрели на небо как на часы, медитировали на разные виды небесных влияний и стремились постичь правящее небесами высшее сознание.
Уже в Ригведе содержится система астрологических расчетов с применением 12 знаков и окружности. Созвездия назывались в честь повелевающих ими богов, которые, в свою очередь, имеют множество соответствий в областях астрономии и времяисчисления. А упоминаемый семиголовый конь, на котором восседает Солнце, свидетельствует о знакомстве с семью главными планетами. Кроме того, в Ригведе упоминаются созвездия лунного зодиака — накшатры, и использует лунный календарь.

Ригведа содержит в себе математическую и астрологическую символику, свидетельствующую о глубочайших космологических знаниях. Впрочем, они выражены не явно, а на скрытом языке метафор. В одном из гимнов есть такие слова:
Рога его числом четыре, стопы его числом три, головы его
числом две, и руки его числом семь. Связанный трижды,
бык ревет; Всемогущий Бог вошел в смертных
Ригведа, IV.58.2
Это — зашифрованное указание на последнюю астрономическую эру (югу) продолжительностью в 4 320 000 000 лет, где семь рук соответствуют семи нулям.

Основной временной цикл, управляющий жизнью рода человеческого — это цикл прецессии. Этот период продолжительностью около 26 ООО лет — всего лишь один год в жизни человечества.


Астрологи древности признавали четыре легендарные эпохи в жизни человечества: Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный века. С этой идеей мы встречаемся не только в индийской, но и в древнегреческой традиции (но последняя не указывает длительность эпох).

На санскрите мировые эпохи — юги — носили следующие названия: Сатья (буквально — «истина», также именуемая четвертой эпохой), Трета (третья),
Двапара (вторая)
и Кали (первая).

Юги длятся соответственно 4000, 3000, 2000 и 1000 лет. Каждая юга сопровождается двумя переходными периодами перед и после эпохи.
Периоды длятся 1/10 длительности эпохи.

Таким образом, длительность Сатья-юги составляет в общей сложности 4 800 лет, Трета-юги — 3 600 лет, Двапара-юги — 2 400 лет, а Кали-юги — 1 200 лет. В совокупности все четыре эпохи охватывают период в 12 000 лет. Два цикла четырех эпох и составляют примерно 24 000-летний цикл прецессии.

Каждый цикл прецессии делится на 2 половины:
- восходящую, когда Солнце движется по направлению к точке своей орбиты, ближайшей к галактическому центру; и мы движемся от Кали-юги через Двапару и Трету к Сатья-юге
- и нисходящую, когда Солнце движется к точке, наиболее удаленной от центра Галактики: и мы движемся от Сатья-Юги черех Трету и Двапару к Кали-юге
Юги - мировые эпохи. Кали Юга
В рамках всего цикла прецессии смена эпох совершается в таком порядке: Кали, Двапара, Трета, Сатья (восхождение), затем Сатья, Трета, Двапара, Кали (нисхождение). И мы переходим от Кали-юги к Сатья-юге не непосредственно, как полагают некоторые другие интерпретаторы, а через промежуточные эпохи.

В нисходящей половине цикла свет истинного разума на Земле убывает на четверть с каждой сменой эпох. В высшей точке цикла — Сатья-юге — он сияет в полную силу, на все 100%, а в низшей — Кали-юге — лишь на 25%. В Двапара-юге он светит на 50%, а в Трета-юге — на 75%. Символ этого процесса — бык дхармы, теряющий по одной ноге с началом каждой следующей юги в нисходящем цикле.
Четыре тысячи лет говорят,
Длится одна Крита-Юга,
И столько же тянется сотен лет
Утренний Юги рассвет,
И точно такой же длине равны
Вечерние сумерки Юги .

Другие три Юги строятся так
Что число тысяч в основе Юги
И число сотен в крайних сандхи —
Рассветах и сумерках Юг —
В каждой из следом идущих —
На единицу снижается .

Так возникающий цикл из четырех Юг
Длится двенадцать тысячелетий;
Веком Богов этот цикл называют.

Тысяча этих Дайва-Веков
Брахмы единственный день
В сумме своей составляют;
И ночь Брахмы длится
Столько же Дайва-веков,
Как и день.
Ману, великий риши последней Сатья-Юги

Дхарма, бог справедливости и дома, в индийских преданиях во времена Сатья-Юга "ходит на четвереньках".

Во время следующей Трета-Юги, «менее счастливого века, когда добродетели поубавилось», число символических ног у Дхармы уменьшается до трех.

Во время Двапара-Юги - у Дхармы уже 2 ноги, а "ложь и ссоры приумножаются.. Разум слаб, правда убавилась, пришел черед вожделения, болезней и злодеяний… это эпоха упадка, когда преобладает грех… Тем не менее, многие все же следуют праведным путем».

Во времена Кали-Юга (нашей эпохи), когда Дхарма беспомощен и вынужден стоять на одной ноге, мало кто идет по праведному пути: "Уцелела лишь четверть добродетели... Мир болен, все существа вырождаются, люди предаются безнравственности… Они несчастны, поскольку счастья не заслуживают. Они ценят то, что испорчено, едят жадно и неразборчиво, живут в городах, полных вранья… Их угнетают цари, им угрожают стихийные бедствия, голод и войны".

Для пояснения того, что переживаемый современным миром период - именно Двапара-Юга и что на сегодня (1894 г.) уже минуло 194 ее года, принеся с собой быстрое развитие человеческих знаний, обратимся к счислению юг, и путем несложных математических расчетов покажем это.

Восточная астрономия учит, что луны обращаются вокруг своих планет, а планеты, вращаясь вокруг собственных осей, вместе со своими лунами, обращаются вокруг Солнца. Солнце же, имея некую звезду-двойника, вместе с планетами и их спутниками обращается со своим двойником вокруг общего центра масс с периодом примерно в 24000 земных лет — астрономическое явление, служащее причиной обратного движения точек равноденствий по Зодиакальному кругу.

Свами Шри Юктешвар Гири
Свами Шри Юктешвар Гири
индийский гуру и астролог, один из известнейших представителей крийя-йоги
Далее Шри Юшкетвар продолжает:

"Кроме этого, Солнце участвует и в другом движении: оно обращается вокруг Великого Центра, именуемого Вишну-Набхи; последний является местонахождением творческой силы — Брахмы — магнетизма Вселенной. Брахма управляет дхармой — ментальной силой внутреннего мира.

Когда Солнце в своем совместном вращении приходит в точку, расположенную наиболее близко к Великому Центру Вишну-Набхи — средоточию Брахмы (когда точка осеннего равноденствия оказывается в знаке Овна), то дхарма — ментальная сила — развивается настолько, что человек оказывается в состоянии легко понимать все, даже тайны Духа.

В начале ХХ столетия точка осеннего равноденствия будет находится в созвездии Девы и наш мир, таким образом, попадает на начальную часть восходящей ветви Двапара-Юги.

По прошествии 12 000 лет, когда Солнце переходит в самую удаленную от Великого Центра Брахмы точку своей орбиты (когда точка осеннего равноденствия вступает в Весы), ментальная сила — дхарма — падает до такого низкого уровня, что человек перестает понимать что-либо за пределами грубой материи. И точно так же, когда Солнце в дальнейшем своем движении вокруг Великого Центра начинает приближаться к ближайшей к этому Центру точке своей орбиты, ментальная сила — драхма — начинает возрастать. Этот рост постепенно достигает своего максимума в другую половину периода, т.е. в следующие 12000 лет."
Заключение
Некоторые выводы и домашнее задание.
На этом вторая лекция курса заканчивается. Более подробно планеты, знаки зодиака и их влияния будут изучаться в следующих занятиях. Пока же вам нужно самостоятельно научиться строить гороскоп, чем мы и займемся на следующем уроке.

Необходимо запомнить:

1
Карта Раси
Схематичное изображение эклиптики, включающее в себя 12 квадратов - 12 созвездий знаков зодиака.
2
Тропический зодиак
Или западный (сезонный) - зодиак, чья начальная точка всегда совпадает с весенним равноденствием 20-21 марта.
3
Сидерический зодиак
Или звездный - зодиак, который учитывает реальное положение планет, Солнца и Луны.
4
Айянамша
Разница между опорными точками сидерического и тропического зодиаков. Сейчас составляет около 24 градусов.
Предыдушее занятие
Введение в астрологию
Следующее занятие
Программное обеспечение.