Как видите, включив в текст астрологическую терминологию, я ничуть не изменил его смысла, и, думаю, если его дать человеку, который решил воспользоваться астрологической консультацией, он даст ему в целом высокую оценку. Если это послание вы получите от известного специалиста, авторитета, то доверие к тексту еще более увеличится. Далее мы сможем на "консультации" порассуждать на тему «проработки» негативных положений планет или сложных констелляций, выдать целый набор корректирующих средств и ритуалов, изменения питания, ношения тех или иных предметов, одежды, амулетов и пр.
Для любого здравомыслящего человека, даже если он не является скептиком или не придерживается строго научного подхода, в этом примере очевидно, что подобного рода «консультации» - это если не обман, то как минимум заблуждение. Причем заблуждаются здесь все: и сам астролог, и его клиент. Поэтому, конечно, становится понятным, почему астрологию относят к так называемым «лжеучениям» или «лженаукам», вера (именно вера) в которую выдает в человеке или недалекий ум, или крайнюю степень доверчивости, или полное отсутствие критического мышления.
Итак, с чем же связан «эффект Форера»? Как мы можем его осмыслить? В чем ошибка астрологов?
В 1958 году немецкий невролог и психиатр Клаус Конрад ввел термин Apophenia (Апофения) и определил его как «немотивированное видение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности». Иными словами, апофения – это переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Конрад изначально описывал это явление в применении к искажению реальности, происходящему в психозе, однако теперь термин используется шире для описания подобной тенденции в здоровых индивидах, не обязательно предполагая при этом наличие психического заболевания. В настоящее время апофения, таким образом, часто служит объяснением паранормальных или религиозных утверждений. Применительно к гороскопам это означает, что астролог видит в случайных и ничего не означающих положениях планет некий смысл и структуру, которые в дальнейшем транслирует окружающим.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что апофения – это некая неотъемлемая особенность человеческого сознания, которая в некоторых случаях, особенно случаях творческого самовыражения, является важнейшей составляющей этого процесса, однако, в ситуациях, где необходима трезвая и рациональная оценка происходящего, она же может сыграть с человеком злую шутку. Что мы и наблюдаем в "эффекте Форера". На этом можно было бы и закончить книгу, отмахнувшись от феномена астрологии как от забавного, вызывающего улыбку, явления. Ну не может современный рациональный человек верить в сказки, Деда Мороза, и тем более, астрологию…
Все это так, но как отмечает Гроф: "как и многие другие эзотерические системы, астрология стала жертвой рационализма и материализма, которые вышли на сцену в эпоху научно-технической революции. Она была отвергнута не потому, что была доказана ложность ее предпосылок, а по причине ее несовместимости с основными метафизическими допущениями западной науки, попавшей под власть монистического материализма".
Философия традиционализма же или премодерна, напротив, постулирует, что современный рационализированный взгляд на человека и мир - не более чем заблуждение, причем заблуждение опасное. Утверждается, что западное общество на протяжении последних трехсот лет практически утратило связь с традицией и ее ценностями. Все современные виды человеческой деятельности носят, по сути, "профанный" характер, потеряв связь с "сакральным" и областью мифа"
[1].
Посмотрите, например, что говорит известный философ, антиковед и филолог А.Ф. Лосев об античном платоническом космосе: "Он - вечно юное, живое тело. Он - конечен, имеет определенную пространственную границу. Пространство и время его не имеют ничего общего с ньютонианской однородностью. Пространство и время здесь расширяемы и сжимаемы. Они - неоднородны, имеют разную уплотненность; и кроме того, эта уплотненность расположена по определенным степеням, так что пространство получает некий рисунок - вернее, становится им. Отдельные сферы космоса, заполненные одной из четырех стихий, суть разные степени сгущения пространства. Космос этот предполагает с диалектической необходимостью "всеобщую симпатию" и связанную с ней астрологию, полную взаимопроникаемость и взаимопревращаемость элементов, или алхимию, и - всемогущую силу мифического имени, или магию. Такой космос можно сравнить с чем угодно, но только не с новоевропейской вселенной, которая есть абсолютно темное, абсолютно однородное и неподвижное, не имеющее никакой реальной границы и очертания пространство, в котором затеряна и растеряна аморфная пыль бесконечных миров-атомов".
При этом многие современные ученые, и не только традиционалисты, отмечают, что по сути идея "прогресса" - всего лишь новый миф. Как пишет А.Г. Дугин: