Книга посвящена исследованию фундаментальных взаимосвязей между такими дисциплинами, как глубинная психология, мифология и астрология. Рассматриваются темы коллективного бессознательного и архетипов, феномен синхронистичности, теории Имажинера и его режимов, а также происхождения зодиака в контексте его связи с мифами и ритуалами шумерской цивилизации. Особое внимание уделяется процессу индивидуации К.Г. Юнга и его астрологическому аспекту. В книге также рассмотрена циклическая модель, использующая индексы Барбо и волны Эллиота, маркирующая основные тенденции и кризисные точки XX-XXI вв., в частности начала 20-х годов текущего столетия. Издание рекомендовано для всех читателей, интересующихся вопросами астрологии и психоанализа, а также продвинутыми методами толкования гороскопа.
ПУТЕШЕСТВИЕ АСТРОЛОГА

ГЛАВА I
ВВЕДЕНИЕ

Дорогой читатель, вы держите в руках не совсем обычную книгу про астрологию. Когда-то в далеком 2007-м году автор этих строк, впервые встретившись с этой наукой, этим феноменом, вызывающим интерес человечества уже многие тысячелетия, и обнаружив устойчивые корреляционные связи между расчетами, выполненными на основе астрологических карт, и событиями собственной, и не только, жизни, совсем как Карл Густав Юнг, основоположник аналитической психологии, глубинной психологии или Tiefenpsychologie, который в письме Зигмунду Фрейду с энтузиазмом отмечал: «Вечерами я плотно занят астрологией. Я делаю расчеты гороскопов, чтобы найти ключ к сердцу психологической истины. Выяснились поразительные вещи, которые определенно покажутся вам невероятными…». То было время, которое Рудольф Отто, немецкий религиовед и феноменолог, в своем труде "Священное", определял как встречу с нуминозным или Misterium tremendum. Тогда я был увлечен теорией У.Д. Ганна, пожалуй, самого загадочного трейдера Уолл Стрит начала прошлого века, чьи работы так и остались тайной для общественности, а курсы для избранных стоили баснословных денег. Планетарные уровни поддержки и сопротивления, квадрирование цены временем и многие другие техники, которые он применял для прогнозирования товарных рынков, вызывали неподдельный интерес. Например, взгляните на это письмо Ганна:
«...67 центов, прибавьте к ним 90, получается 157, или — 7 градусов Девы. Прибавьте 135, получается 202, или — 22 градуса Весов. Прибавьте 120, получается 187, или — 7 градусов Льва. Прибавьте 180, получается 247, или — 7 градусов Стрельца. Прибавьте 225, получается 292, или — 22 градуса Козерога. Прибавьте 240, получается 307, или — 7 градусов Водолея. Прибавьте 270, получается 337, или — 7 градусов Рыб. Прибавьте 315, получается 382, или — 22 градуса Овна. Прибавьте 360, получается 427, или — 7 градусов Близнецов. Прибавьте 271 1/4, получается 338 1/4. Максимум на Бобы в мае был 436 3/4. После этого максимума предельный минимум был 201 1/2. Заметьте, что 67 плюс 135 дает 202, а также, что половина 405 это — 201 1/2, и 180 плюс 22 1/2 — это 202 1/2, что и является математическим доказательством того, почему Соевые Бобы в мае образовали основание на 120 1/2…»
Известно, что в свое время Ганн ездил учиться в Индию. В "Астрологическом бюллетене" за февраль 1914-го года он указан как один из участников Астрологического Общества Нью-Йорка. Если вы посмотрите на так называемые «фигуры Ганна» и индийские Мандалы, то найдете там поразительно много общего. Для Ганна, деление времени естественными циклами луны, солнца и планет было очень важным. Например, 30-дневный цикл был основан на солнечном цикле, а 12-годовой и 84-годовой циклы базировались на циклах Урана и Юпитера соответственно. Изучение естественных циклов, их происхождение, а также их влияние на рынки, а, значит, и коллективное бессознательное, позволили ему создать собственную уникальную систему. Однако, наша книга не о финансовой астрологии…

Постепенно обнаружилось, что многие знаковые фигуры XX-го века в области науки, культуры, литературы или политики так или иначе обращались к теме астрологии. Герман Гессе, Нобелевский лауреат 1946-го года по литературе в своем романе "Степной волк" дает такое определение астрологии:

«.. — Да, вы правы. Я тоже годами жил в воздержании и подолгу постился, но сейчас опять пребываю под знаком Водолея, это темный и влажный знак.

И когда я в шутку подхватил это замечание и нашел странным, что именно он верит в астрологию, он снова взял тот слишком вежливый тон, который меня часто обижал, и сказал:

— Совершенно верно, и в эту науку поверить я, к сожалению, не могу.»

Почему главный герой романа, Гарри Геллер вдруг слышит, что астрология - это наука? Почему Станислав Гроф, создатель трансперсональной психологии, метода холотропного дыхания, и кстати, почетный член Российского психологического общества неожиданно пишет, что:
«По иронии судьбы, когда после многолетних безуспешных усилий я наконец нашел средство, дающее возможность делать такие прогнозы, оно оказалось еще более противоречивым, чем сами психоделики. Этим средством стала астрология — дисциплина, которую я сам, даже после многолетнего изучения трансперсональных явлений, бесцеремонно отвергал как некую смехотворную псевдонауку. Я также понял, что астрология может стать бесценным инструментом при работе с другими формами холотропных состояний сознания, например, с состояниями, которые наступают при воздействии мощных методов переживательной психотерапии (первичная терапия, ребёфинг и холотропное дыхание) или возникают спонтанно во время духовных обострений (психодуховных кризисов).»
Станислав Гроф, психолог и психиатр
Как относиться к работам К.Г. Юнга, по одной из версий, правнука самого Гёте, которые посвящены изучению феномена алхимии и астрологии в контексте его теории коллективного бессознательного и архетипов?
"Меня поразило как нечто значительное, особенно в свете нашей гипотезы сложной структуры сознания и его явлений, что типичное алхимическое представление о вспышках, мерцающих в черноте тайного вещества, должно, по Парацельсу, превратиться в красочный образ "внутреннего небесного свода" и его звезд. Он рассматривает темную психику как усыпанное звездами ночное небо, планеты и установленные созвездия которого являются архетипами во всем их свечении и нуминозности. Звездный свод небес воистину представляет собой открытую книгу космической проекции, в которой отражены мифологемы, т.е. архетипы. С этой точки зрения астрология и алхимия, два классических инструментария психологии коллективного бессознательного, идут рука об руку."
Карл Густав Юнг, основоположник аналитической психологии
Эрик Берн, американский психолог, создатель трансакционного и сценарного анализа, автор бестселлеров "Люди, которые играют в игры" и "Игры, в которые играют люди" подчеркивает, что "мысль о том, что человеческая жизнь следует по образцам, известным по мифам, легендам и сказкам, наиболее элегантно высказана Джозефом Кемпбеллом в книге "Герой с тысячью лиц". Он основывает свои психологические размышления главным образом на трудах Юнга и Фрейда. Самая известная мысль Юнга - связь между архетипами (соответствующими волшебными фигурами в сценарии) и личностью (которая есть стиль разыгрываемого сценария).

И отмечает далее что, гораздо древнее всего описанного им самим - это сценарные аналитики Древней Индии, которые основывали свои предсказания преимущественно на астрологии. В "Панчатантре" (примерно двухсотый год до Рождества Христова) очень правильно сказано:
«Пять обстоятельств решены для каждого человека,
Прежде чем он покинет чрево матери:
Продолжительность его жизни,
Его судьба, его богатство,
Его ученость и могила»
Итак, Юнг и психоанализ, астрология и алхимия, коллективное бессознательное и звезды… Все оказалось не так просто. Подробно о концепциях "мономифа" Джозефа Кемпбелла, феномене синхронистичности, процессе индивидуации Юнга, теории Имажинера Ж. Дюрана и Ноомахии А. Г. Дугина, каким образом они связаны с древними шумерами, происхождением Зодиака, героическим эпосом о Гильгамеше и другими важными темами мы и познакомимся в этой работе "Астрология. Мифология. Психоанализ".

Для читателя, совсем не знакомого с темой астрологии следует сказать, что дальнейшие рассуждения никоим образом не "вписываются" в современную парадигму прогресса, рационализма, сциентизма и пр. Астрология не является наукой в модернистской системе координат, в "царстве количества" Генона, и не может ей быть там по определению. В качестве примеров критики астрологии со стороны современной мысли можно указать на "эффект Форера" или понятие апофении, т.е. способности обнаружения структуры и смысла в хаотических и бессвязных данных.
В 1948-м году профессор Калифорнийского Университета Бертрам Форер провел интересный для нашего исследования эксперимент и обнаружил психологический эффект, который впоследствии получил его имя и сегодня известен как «эффект Форера». В следующем году он опубликовал статью «The fallacy of personal validation: a classroom demonstration of gullibility», где дал пояснения к этому эксперименту. Что же это был за эксперимент?

Форер раздал своим студентам специальный тест, чтобы с помощью его якобы провести анализ их личностей. На самом деле «результат тестирования» представлял собой текст, собранный из газетных астрологических колонок. Студентам предлагалось дать оценку по пятибалльной шкале соответствия этого описания и их собственного мнения о себе. Ниже приводится этот текст:

«Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность.»
Средняя оценка соответствия, которую дали испытуемые, составила 4,26, что означало, что подавляющее большинство студентов согласилось с этим описанием и при этом считали, что это описание их личности основывалось на анализе их индивидуальных тестов!

Впоследствии этот тест был повторен сотни раз, и каждый раз результаты соответствовали тем же результатам, полученными Б. Форером. С 2017-го года я сам каждый раз, начиная новый поток своего основного курса, проводил этот тест, и могу сказать, что он действительно подтверждается. Сегодня этот «эффект Форера» является одним из самых распространенных аргументов противников астрологии. Давайте немного видоизменим оригинальный текст. Представьте, что вы обратились за консультацией к астрологу, и он вам прислал такой результат анализа вашей карты. Прочтите его и дайте оценку:
«Поскольку Венера расположена в вашей натальной карте в 1-м доме, Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Однако соединение Венеры с Сатурном в том же доме делает вас довольно самокритичным. Положение Сатурна в 1-м доме обычно неблагоприятно, поэтому у вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, ведь такое положение характерно для Сатурна, расположенного в 1-м доме, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность, потому что Луна, сигнификатор эмоций и настроения, находится в вашем гороскопе в Скорпионе, знаке своего падения. Поэтому временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Это объясняется квадратурой натального Марса с Ураном. С Ураном же, планетой свободы независимости также соединяется Меркурий, который в астрологии отвечает за интеллект и когнитивные функции, поэтому вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. В последние годы, во время транзита Сатурна по 12-му дому, вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны, что подтверждает положение Лунных Узлов в вашей карте. Поскольку ваш Юпитер и Нептун находятся в неблагоприятном аспекте, некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность, ведь Раху расположен в Тельце.»
Как видите, включив в текст астрологическую терминологию, я ничуть не изменил его смысла, и, думаю, если его дать человеку, который решил воспользоваться астрологической консультацией, он даст ему в целом высокую оценку. Если это послание вы получите от известного специалиста, авторитета, то доверие к тексту еще более увеличится. Далее мы сможем на "консультации" порассуждать на тему «проработки» негативных положений планет или сложных констелляций, выдать целый набор корректирующих средств и ритуалов, изменения питания, ношения тех или иных предметов, одежды, амулетов и пр.

Для любого здравомыслящего человека, даже если он не является скептиком или не придерживается строго научного подхода, в этом примере очевидно, что подобного рода «консультации» - это если не обман, то как минимум заблуждение. Причем заблуждаются здесь все: и сам астролог, и его клиент. Поэтому, конечно, становится понятным, почему астрологию относят к так называемым «лжеучениям» или «лженаукам», вера (именно вера) в которую выдает в человеке или недалекий ум, или крайнюю степень доверчивости, или полное отсутствие критического мышления.

Итак, с чем же связан «эффект Форера»? Как мы можем его осмыслить? В чем ошибка астрологов?

В 1958 году немецкий невролог и психиатр Клаус Конрад ввел термин Apophenia (Апофения) и определил его как «немотивированное видение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности». Иными словами, апофения – это переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Конрад изначально описывал это явление в применении к искажению реальности, происходящему в психозе, однако теперь термин используется шире для описания подобной тенденции в здоровых индивидах, не обязательно предполагая при этом наличие психического заболевания. В настоящее время апофения, таким образом, часто служит объяснением паранормальных или религиозных утверждений. Применительно к гороскопам это означает, что астролог видит в случайных и ничего не означающих положениях планет некий смысл и структуру, которые в дальнейшем транслирует окружающим.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что апофения – это некая неотъемлемая особенность человеческого сознания, которая в некоторых случаях, особенно случаях творческого самовыражения, является важнейшей составляющей этого процесса, однако, в ситуациях, где необходима трезвая и рациональная оценка происходящего, она же может сыграть с человеком злую шутку. Что мы и наблюдаем в "эффекте Форера". На этом можно было бы и закончить книгу, отмахнувшись от феномена астрологии как от забавного, вызывающего улыбку, явления. Ну не может современный рациональный человек верить в сказки, Деда Мороза, и тем более, астрологию…

Все это так, но как отмечает Гроф: "как и многие другие эзотерические системы, астрология стала жертвой рационализма и материализма, которые вышли на сцену в эпоху научно-технической революции. Она была отвергнута не потому, что была доказана ложность ее предпосылок, а по причине ее несовместимости с основными метафизическими допущениями западной науки, попавшей под власть монистического материализма".

Философия традиционализма же или премодерна, напротив, постулирует, что современный рационализированный взгляд на человека и мир - не более чем заблуждение, причем заблуждение опасное. Утверждается, что западное общество на протяжении последних трехсот лет практически утратило связь с традицией и ее ценностями. Все современные виды человеческой деятельности носят, по сути, "профанный" характер, потеряв связь с "сакральным" и областью мифа"[1].

Посмотрите, например, что говорит известный философ, антиковед и филолог А.Ф. Лосев об античном платоническом космосе: "Он - вечно юное, живое тело. Он - конечен, имеет определенную пространственную границу. Пространство и время его не имеют ничего общего с ньютонианской однородностью. Пространство и время здесь расширяемы и сжимаемы. Они - неоднородны, имеют разную уплотненность; и кроме того, эта уплотненность расположена по определенным степеням, так что пространство получает некий рисунок - вернее, становится им. Отдельные сферы космоса, заполненные одной из четырех стихий, суть разные степени сгущения пространства. Космос этот предполагает с диалектической необходимостью "всеобщую симпатию" и связанную с ней астрологию, полную взаимопроникаемость и взаимопревращаемость элементов, или алхимию, и - всемогущую силу мифического имени, или магию. Такой космос можно сравнить с чем угодно, но только не с новоевропейской вселенной, которая есть абсолютно темное, абсолютно однородное и неподвижное, не имеющее никакой реальной границы и очертания пространство, в котором затеряна и растеряна аморфная пыль бесконечных миров-атомов".

При этом многие современные ученые, и не только традиционалисты, отмечают, что по сути идея "прогресса" - всего лишь новый миф. Как пишет А.Г. Дугин:
"Если с точки зрения дневной и рассудочной истории человечество меняется, создает новые социально-политические институты и стратегии, новые модели отношений и социальные системы, новые страты и технологические атрибуты, то на уровне коллективного бессознательного все остается по-прежнему. Человек продолжает верить в мифы, в сказки, в Бога, доверять иррациональным интуициям, видеть сны, которые ему снились в течение многих тысячелетий. И здесь обнаруживается огромный мир, вытесненный в сферу сновидений, бессознательного, но который некогда — в традиционном обществе — был локализован в сфере сознания. Древность из человечества никуда не ушла, и миф, лежавший в основе древнего, традиционного общества и, казалось бы, давно преодоленный на уровне рассудка, никуда не исчез, как думали представители одномерной научной топики, а сохранился в полной мере. И теперь он действует на людей не менее активно, чем раньше. Другое дело, что в традиционном обществе религия стояла в центре внимания общества, и религиозные архетипы, мифы, образы, символы существовали одновременно и в бессознательной, и в сознательной форме. Теперь же в современном обществе миф живет в подвале и в сознание прорывается эпизодически — чаще всего через различные формы неврозов, психозов и иных психических расстройств."
А.Г.Дугин, философ, политолог, социолог
Как отмечает профессор Е.В. Жаринов:
"Думается, что у большинства людей миф ассоциируется со сказкой, с ложью, с вымыслом. Но это не так. Миф – это не сказка, не ложь. Миф не вымысел. Миф это куда более емкое и сложное понятие. В реальности миф не определим. Существует более 200 определений мифа, а это значит, что у него нет определения. Миф это не далекое прошлое, не бородатая древность. Миф - это здесь и сейчас. Миф не умер, он жив и правит нами. Миф пронизывает всю нашу жизнь.

Мы все, так или иначе, занимаемся мифотворчеством. Вот, например, люди любят мифологизировать вещи, предметы их окружающие, наделяя их определенными свойствами. Фетиш – мифологизированный предмет. Мифологизация – это идеализации вещей и процессов, будущего и прошлого. Миф обуславливает иррациональный способ познания мира. Миф определяется верой. Вера есть всегда. Человек не может жить без веры, он обязательно во что-то верит. И в то, во что человек верит, он вкладывает душу. А это уже миф."
Алексей Федорович Лосев, русский и советский философ, в своем монументальном труде "Диалектика мифа" утверждает, что "нужно быть до последней степени близоруким в науке, даже просто слепым, чтобы не заметить, что миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это - совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола."

Юваль Ной Харари, историк и автор бестселлера "Sapiens: краткая история человечества" обсуждая когнитивную революцию, произошедшую около 50-60 тыс. лет назад, говорит, что:
"сам факт, что только Homo sapiens умеет говорить о несуществующим в реальности и готов поверить в шесть невероятных вещей перед завтраком, бесспорен. Вы не уговорите мартышку поделиться с вами бананом, посулив ей сколько угодно бананов после смерти, в раю для мартышек. Но почему так важен вымысел? Ведь он вводит в заблуждение, отвлекает от реальности. Слушать сказки о героях древности, грезить об эльфах и единорогах, молиться несуществующим духам-хранителям - не напрасная ли потеря времени, не лучше ли потратить драгоценные часы на добывание пищи, борьбу с врагами или совокупление? Разве, забивая себе голову фантазиями, человек не становится менее пригоден для жизни в реальном мире? Но язык вымысла позволил человеку не просто отдаться игре воображения, а делать это всем коллективом. Мы научились сплетать общую для всех мифологию: библейскую историю творения, сказания австралийских аборигенов о предначальных временах, националистические мифы современных государств. Общая мифология наделила сапиенсов небывалой способностью к гибкому сотрудничеству в больших коллективах… Огромные массы незнакомых друг с другом людей способны к успешному сотрудничеству, если их объединяет миф.

Любое широкомасштабное человеческое сотрудничество - от современного государства до средневековой церкви, античного города и древнего племени - вырастает из общих мифов, из того, что существует исключительно в воображении людей. Два католика, в жизни друг друга не видевшие, могут вместе отправиться в крестовый поход или собирать средства на строительство госпиталя, потому что оба верят, что Бог воплотился в человеке и позволил себя распять, чтобы искупить наши грехи. Государства опираются на национальные мифы. Два незнакомых серба понимают друг друга, поскольку оба верят в существование сербского народа, сербской отчизны и сербского флага. Корпорации выстраивают собственные экономические мифы. Два незнакомых друг с другом сотрудника Google эффективно работают вместе, потому что оба верят в существование Google, акций и долларов. Судебные системы живут за счет единых юридических мифов. Два незнакомых юриста найдут общий язык: они оба верят в существование законов, справедливости и прав человека.

Но все это существует лишь внутри тех историй, которые люди придумывают и рассказывают друг другу. В реальности нет богов, наций и корпораций, нет денег, прав человека и законов, и справедливость живет лишь в коллективном воображении людей.

Все знают, что первобытные племена скрепляли свой социальный строй верой в призраков и духов: они собирались в полнолуние на совместные ритуальные пляски вокруг костра. Но мы склонны не замечать, что точно так же устроены и наши современные организации. Взять хотя бы корпоративный мир. Современные бизнесмены и юристы - могущественные шаманы.

Вся разница между ними и древними шаманами сводится к тому, что современные юристы рассказывают куда более странные истории.

В научных кругах такие явления, которые порождаются мифами и иными сюжетами, именуются "фикциями", "социальными конструктами" или "воображаемыми реальностями". Воображаемая реальность - вовсе не ложь. В отличие от лжи воображаемая реальность есть то, во что верят все, и пока эта общая вера сохраняется, выдумка обладает вполне реальной силой. Среди шаманов попадаются шарлатаны, но большинство из них искренне верят в существование богов и демонов, а большинство миллионеров столь же искренне верят в существование денег и компаний с ограниченной ответственностью. Правозащитники обычно верят в права человека, и, когда в 2011 году ООН потребовала от ливийского правительства соблюдения прав человека в стране, это никто не воспринял как ложь, хотя и ООН, и Ливия, и права человека - всего лишь плод нашего богатого воображения."
Интересно то, что сама тайна происхождения сознания человека связана с мифом. Например, Александр Данилин, российский психолог, пишет : "Метафизика появилась потому, что само отношение человека к сверхъестественному есть тигель его формирования в качестве человека; появление человечества можно датировать моментом открытия сверхъестественного. Человек создает себя в качестве человека через отношение к чему-то сверхчеловеческому, сверхъестественному и освящаемому (то есть священному), в чем хранится память поколений, – там закодирован весь опыт….".

Как мы видим, тема мифологии в этом контексте - это отнюдь не изучение чего-то древнего, например, сказок или легенд, "выдуманных" нашими предками для объяснения тех или иных явлений природы, а актуальная исследовательская задача. Возвращаясь к гороскопам и астрологии, можно предположить, что карта, которую изучает астролог - это карта "воображаемого", мифологическая структура которого достаточно жестко определяет модели и паттерны поведения индивида, его жизненные сценарии, его взгляды, выбор партнера, деятельности, работы и прочее. Это некий уникальный синхронистичный оттиск или отпечаток сложной структуры взаимодействующих между собой архетипов, который в темпоральной разметке, в своей экспликации и позволяет астрологу наблюдать манифестацию архетипического содержания через события человеческой жизни. При этом, как правило, индивид совсем не отдает себе отчет в том, что его жизненный сценарий, то, что он считал собственным выбором, свободой воли - это иллюзия, майя, его бытие детерминировано структурой "воображаемого" или "мифа". Как сказал Уильям Шекспир: "Мы из того же материала, что и сновиденья, и нашу крошечную жизнь окутывает сон". "Воображаемую реальность" астрологии мы еще детально обсудим, включив туда идею l'imaginaire Жильбера Дюрана, Аполлонического и Дионисийского начал Ф. Ницше, концепцию трех Логосов Александра Дугина, дуальности Пуруши и Пракрити, "сущности" и "субстанции" Рене Генона и так далее.

А сейчас давайте кратко обсудим понятие "архетип".

ЛИТЕРАТУРА:
  • Письмо от Юнга Зигмунду Фрейду, 12 июня 1911 г. Письмо написано от руки.
  • Отто, Рудольф. Священное / Пер. Руткевича А. М. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008.
  • Гессе, Герман. Степной волк. Сиддхартха. Путешествие в земли Востока.: [роман, повести : перевод с немецкого]. - Москва : Издательство АСТ, 2016.
  • Гроф. Станислав.Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания. — М.: АСТ, 2004.
  • Барбара Ханна. Символизм животных. - М.: Клуб Касталия, 2016.
  • Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами: Миф. Архетип. Бессознательное. The Hero with thousand faces / ред. И. Старых; пер. с англ. К. Семёнов. — СПб.: София, 1997
  • Берн, Эрик. Люди, которые играют в игры. - Москва: Эксмо, 2018.
  • К.Г.Юнг. Синхронистичность. Сборник. Пер. с англ., М. "Рефл-бук", К.: "Ваклер",1997.
  • Генон Р. Царство количества и знамения времени / Рене Генон; Пер. с франц. Т. Любимовой. — М.:Беловодье, 2011.
  • Панчин А. Ю. Защита от тёмных искусств: путеводитель по миру паранормальных явлений. — М.: АСТ, Corpus 2018.
  • Элиаде Мирча. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. — М.: Изд-во МГУ, 1994
  • Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Общая ред. и подгот. текста А.А. Тахо-Годи; предисл. Л.А. Гоготишвили. - 2-е изд., исправл. - М. - Академический проект, 2021. - 755 с. - (Философские технологии: русская философия).
  • А.Г. Дугин.Логос и мифос. Социология глубин. — М.: Академический Проект; Трикста, 2010.— 364 с. — (Технологии социологии).
  • Лосев А.Ф. Диалектика мифа. / Сост. подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.; Мысль, 2001.
  • Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества ; [пер. с англ. Л. Сумм]. - М.: Синдбад, 2018.