Write Close
Close
Мессенджеры:
Telegram
WhatsApp
Viber
VK
Skype

Введение в астрологию. Прецессия. Знаки зодиака.

В этой лекции вы узнаете о возникновении астрологии, ее роли в древности,
и о проявлении этой науки в современном мире.
Что же такое астрологическая наука?
И почему тот контент типа "ежедневных гороскопов", который мы видим на страницах газет и журналов, на телеэкранах и в интернете, не имеет с астрологией ничего общего?
Предупреждение Солона
Чтобы проиллюстрировать ценность астрологии, хочется поделиться историей, описанной древнегреческим писателем и философом Плутархом в труде "Сравнительные жизнеописания".
Она произошла в VI веке до н.э.:
Крез, царь Лидии, считался самым богатым человеком своего времени. Кстати, до сих пор в ходу понятие «богат как Крез»: так нередко зовут людей с огромным состоянием.

Однажды Креза посетил Солон, греческий законодатель, муж благородный, человеколюбивый, бережливый и храбрый. Солон не выказал ни малейшего удивления по поводу окружавшего его богатства и роскоши, и ни тени восхищения их обладателем. Крез был столь раздражен недостатком произведённого впечатления на гостя. Он спросил Солона: "Знаешь ли ты более счастливого человека, чем я?" Солон назвал имя человека, который вёл благородную жизнь и погиб в сражении. А потом стал приводить сходные примеры героических, но прерванных жизней, до тех пор, пока Крез, в гневе, не воскликнул: "Разве не я считаюсь счастливейшим из всех?!"

Солон ответил:
Наблюдение многочисленных неудач, которые существуют при всех условиях, не позволяет мне восхищаться счастьем человека, которое может, с течением времени, претерпеть изменения.

Рано или поздно, изменения всё равно наступят, и только того, кому боги дают длительное счастье до конца, я мог бы называть счастливым. А называть счастливым человека при жизни,
пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения.
Солон
Солон
Афинский политик, один из "семи мудрецов" Древней Греции
Солон подчеркнул замечательную вещь - делать выводы о жизни можно лишь по ее завершении, но какие в ней могут встретиться повороты!

Единственной наукой с древнейших времен и по сегодняшний день, которая позволяет ответить на вопрос, что ждет человека на новом витке его жизни, является астрология. Это факт, который сложно игнорировать.Человечество еще не придумало альтернативных методов оценки событий прошлого и прогнозирования будущего.

Можно, конечно, придерживаться странного, но модного сегодня мнения, что жизнь - это всего лишь набор случайных событий. А можно опираться на более чем 5 000 лет опыта человечества. Выбор за вами.

Кстати, история с Крезом имеет продолжение: проиграв битву с персидским царем Киром, Крез едва не погиб, когда солдаты собирались сжечь его заживо. По легенде, тогда он возопил: «Солон, ты был прав!» Кир удивился этой фразе и попросил разъяснить ее смысл. И Крез рассказал ему о предупреждении Солона. Оно так поразило Кира, что тот решил пощадить Креза, озаботившись превратностями собственной судьбы. Да, в то время люди были склонны к размышлениям.
Эта лекция - приглашение на базовый курс по ведической астрологии или Джйотиш
Хотя в рамках курса будут рассмотрены термины и понятия привычной нам западной астрологии, главное его "ядро" -именно Джйотиш.
Джйотиш или ведическая астрология -
древняя наука и технология предсказаний.

Как наука, Джйотиш объясняет механизм влияния законов природы на человека, начиная с момента его рождения. Джйотиш содержит математически точное знание о циклах времени, на которых основаны все явления и трансформации. Как технология предсказаний Джйотиш проливает свет на прошлое, настоящее и будущее. Джйотиш дает понимание происходящего в жизни человека или общества: как благоприятных событий, так и негативных.
Вы думаете, что в наши дни нас ничего не связывает с астрологией? Что это - предрассудки наших предков и не более того?

Тогда вот ваше первое задание:
Суббота - день планеты Сатурн, а воскресенье управляется Солнцем.
Вспомните порядок и названия дней недели. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресение, всего 7 дней. С точки зрения астрологии каждый из них управляется определенной планетой: Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой и т.д. Казалось бы, какая связь?

А теперь вспомните названия дней недели на английском языке! Суббота - Saturday. День Сатурна. Satur - Сатурн, day - день. Думаете, случайность? Смотрим дальше. Воскресение - Sunday. День Солнца. Sun - Солнце, day - день.

А теперь вопрос и ваше первое астрологическое исследование. Подумайте, какая планета управляет понедельником?
MONDAY - ПОНЕДЕЛЬНИК

Monday. Moonday. Луна. День Луны.

Семидневная неделя пришла к нам из древнего Вавилона, где каждому дню соответствовала определенная планета.

Мы живем - сами то не осознавая - среди величественных руин прошлого, во всех сферах которого астрология играла важнейшую роль.
Теперь вы видите связь дней недели с названием планет и именами богов в названиях дней недели в английском языке. Суббота, воскресенье и понедельник (Saturday, Sunday, Monday) явно связаны с Сатурном, Солнцем и Луной.

Названия вторника, среды, четверга и пятницы (Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday) связаны с именами богов древних германцев. У них, вероятно, были латинские эквиваленты, которые, в свою очередь, позаимствованы у греков: Тир ассоциировался с Марсом, Вотан – с Меркурием, Тор – с Юпитером, а Фригга – с Венерой.

Часть 1 . Астрономия и астрология. Греки.

Возникновением современной научной традиции мы обязаны древнегреческим философам и ученым: Сократу, Платону, Аристотелю, Фалесу, Эратосфену и другим. Многие их труды посвящены изучению небесных тел, законов их движения, и, конечно, практическому применению полученных знаний.
Даже в доисторические времена люди, часто ориентировались по небу как по компасу, часам и календарю. Ведь очевидно, что солнце встает каждое утро примерно в одной и той же стороне света. И что по высоте светила над горизонтом можно определить, скоро ли наступит ночь. Или, что теплая погода наступает в то время года, когда дни длиннее.

Известно, что "изучать жизнь по звездам" стали очень давно. Около III тыс. до н. э. древние египтяне знали, что разлив Нила – важнейшее событие для сельского хозяйства – совпадает с днем гелиакического восхода звезды Сириус. Это тот день в году, когда Сириус в первый раз становится виден в лучах зари перед восходом солнца. В предшествующие дни он вообще не виден, а в последующие – появляется на небе все раньше и раньше, задолго до рассвета. В VI в. до н. э. Гомер в своей поэме сравнивает Ахилла с Сириусом, который виднеется высоко в небе на исходе лета:
Словно звезда, что под осень с лучами огнистыми всходит
И, между звезд неисчетных горящая в сумраках ночи
(Псом Ориона ее нарицают сыны человеков),
Всех светозарнее блещет, но знаменьем грозным бывает;
Злые она огневицы наносит смертным несчастным
Наблюдая ночное звездное небо, не засвеченное огнями современных городов, жители древних цивилизаций заметили, что звезды не меняют своего взаимного расположения. Есть, правда, ряд исключений – о них мы поговорим позже. Но в целом, созвездия не меняются из ночи в ночь, и из года в год. При этом весь свод «неподвижных» звезд еженощно поворачивается с востока на запад вокруг особой точки на небе, указывающей точно на север. В древности ее назвали северным полюсом мира, а в современных терминах это та точка, куда направлена ось вращения Земли, если продлить ее из северного полюса Земли в небо.

Издревле моряки по звездам определяли расположение сторон света ночью. Гомер описывает, как Одиссей по дороге домой в Итаку был пленен нимфой Калипсо. Он оставался в плену, на ее острове в западном Средиземноморье, пока лично Зевс не приказал нимфе отпустить его. Выполняя приказ верховного божества, Калипсо дает Одиссею напутствие – ориентироваться по звездам:
Руль обращая, он бодрствовал; сон на него не спускался
Очи, и их не сводил […] с Медведицы, в людях еще Колесницы
Имя носящей и близ Ориона свершающей вечно
Круг свой, себя никогда не купая в водах океана.
С нею богиня богинь повелела ему неусыпно
Путь соглашать свой, ее оставляя по левую руку.
Медведица – это, конечно же, созвездие Большой Медведицы, которое древние греки звали также Колесницей. Она располагается недалеко от северного полюса, и поэтому на широтах Средиземноморья Большая Медведица никогда не заходит («… себя никогда не купая в водах океана», как выразился Гомер). Поэтому она всегда видна ночью в более-менее северном направлении. Держа Медведицу по левому борту, Одиссей сохранял курс на восток, в Итаку.

Солнце днем совершает видимый путь по небу с востока на запад, двигаясь вокруг северного полюса мира. Некоторые звезды можно видеть незадолго до рассвета или вскоре после заката солнца, когда его положение на небесной сфере очевидно. Положение этих звезд в течение года меняется, и отсюда ясно, что Солнце не находится в одной и той же точке по отношению к ним. Точнее, как было хорошо известно еще в древнем Вавилоне и Индии, вдобавок к видимому ежедневному вращению с востока на запад вместе со всеми звездами, Солнце также совершает оборот за год в обратную сторону. Идя с запада на восток, вдоль зодиакального пути, на котором расположены традиционные созвездия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Как мы увидим, Луна и планеты тоже перемещаются по этим созвездиям, хотя и не по одинаковым путям. Путь, проделываемый по Зодиаку именно Солнцем, называется эклиптикой.

Поняв, что такое зодиакальные созвездия, легко определить, где сейчас находится Солнце среди звезд. Надо лишь посмотреть, какое из созвездий зодиака видно выше всех на небе в полночь; Солнце будет находиться в созвездии напротив него.
Ежедневно земля делает оборот вокруг своей оси. ЗА ГОД ОНА ДЕЛАЕТ оборот вокруг солнца. с точки зрения наблюдателя с земли, солнце каждЫЕ ПРИМЕРНО 30 ДНЕЙ восходит на фоне одного ИЗ зодиакальных созвездий
Ежедневно земля делает оборот вокруг своей оси. ЗА ГОД ОНА ДЕЛАЕТ оборот вокруг солнца. с точки зрения наблюдателя с земли, солнце каждЫЕ ПРИМЕРНО 30 ДНЕЙ восходит на фоне одного ИЗ зодиакальных созвездий
Вавилон
Bābili или Babilim - «Врата Богов». Один из городов Древней Месопотамии, основанный не позднее III тысячелетия до н.э. и располагавшийся в исторической области Аккад. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». В шумерских источниках известен под именем Кадингирра.
Не только Солнце и Луна в течение года двигаются по зодиаку с запада на восток, также ежедневно двигаясь с востока на запад вокруг северного полюса мира вместе с остальным звездным небом. Еще древние люди в ходе многодневных наблюдений заметили, как пять «звезд» движутся по небосклону с запада на восток. И они, почти как Солнце и Луна, проходят по одному и тому же пути на фоне неподвижных звезд. Греки назвали их странствующими звездами, или планетами , и дали имена богов: Гермес, Афродита, Арес, Зевс и Кронос. Римляне перевели эти имена как Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Вслед за вавилонянами, они включили в состав планет Луну и Солнце, так что всего их было семь, как и дней в неделе.

Планеты движутся по небу с разной скоростью: Меркурий и Венера проходят свой путь по зодиаку за год, Марс – за 1 год и 322 дня, Юпитер – за 11 лет и 315 дней, Сатурн – за 29 лет и 166 дней. Это все –средние значения, т.к. скорость движения по зодиаку у планет не постоянная. Иногда они меняют направление движения на какое-то время, а потом возвращаются на привычный путь с запада на восток. Вся история возникновения современной науки плотно связана с длившимися более 2 000 лет попытками понять особенности движения планет.

Но даже в Греции, куда знания о небесной механике проникли из Египта и Вавилонии, в свое время не утихали споры о практической стороне астрономии - астрологии. То есть о науке, которая уже была достаточно развита и ее основные постулаты даже не обсуждались. И которая связывает все сущее воедино: небо и землю, космос и человека.

В диалоге Платона "Государство" приведен диспут Сократа с оппонентом Главконом. Сократ утверждает, что астрономия (и астрология) должна быть обязательным предметом для обучения будущих царей-философов. Главкон легко соглашается с ним:

По-моему, да, потому что внимательные наблюдения за
сменой времен года, месяцев и лет пригодны не только для
земледелия и мореплавания, но не меньше и для
руководства военными действиями
.
Однако, Сократ объявляет эту точку зрения наивной. Для него смысл астрономии (и астрологии) заключается в том, что:

… в науках этих очищается и вновь оживает некое
орудие души каждого человека, которое другие занятия
губят и делают слепым, а, между тем, сохранить его
в целости более ценно, чем иметь тысячу глаз, ведь
только при его помощи можно увидеть истину
.
В Древней Греции астрология уже была древним знанием. И сейчас мы подошли к очень важной теме, понимание которой критично не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Часть 2 . Открытие Гиппарха.

Гиппарх, которого принято считать лучшим астрономом древности, занимался наблюдениями за звездами в Александрии. Почти все им написанное утрачено, а о его вкладе в астрономию мы знаем, в основном, из текстов Клавдия Птолемея, жившего на три столетия позднее.
Гиппарх создал звездный каталог, в котором было более 800 звезд с указанием их небесных координат. Измерение положений звезд помогли Гиппарху совершить открытие примечательного явления, которое не было понято вплоть до научных работ Ньютона.

По словам Птолемея, замеры были настолько точны, что Гиппарх обратил внимание на изменение, которое произошло с небесной долготой (или прямым восхождением) звезды Спики по сравнению с тем, которое зарегистрировал задолго до Гиппарха астроном Тимохарис в Александрии: разница составила 2°. Но это не Спика переместилась в другую точку относительно других звезд, а то место на небесной сфере, где находится Солнце во время осеннего равноденствия, – именно от этой точки отмеряется небесная долгота. Трудно точно сказать, сколько времени прошло между двумя измерениями. Тимохарис родился около 320 г. до н. э., примерно за 130 лет до Гиппарха. И если учесть, что наблюдения Спики разделяет примерно 150 лет, то получается, что Солнце во время осеннего равноденствия смещается на один градус за 75 лет. Смещаясь с такой скоростью, точка равноденствия совершает полный круг в 360° по зодиаку за промежуток времени, равный произведению 360 и 75, то есть за 27 000 лет.

Сейчас мы знаем, что прецессия точек равноденствия вызывается смещением земной оси (похожей на медленные «блуждающие» оси быстро крутящегося волчка) вокруг перпендикуляра к плоскости орбиты Земли, в то время как угол между этим направлением и осью Земли постоянен и равен ~23,4°. Равноденствия – это дни, когда отрезок прямой между Землей и Солнцем перпендикулярен земной оси, поэтому изменение направления земной оси заставляет точки равноденствия прецессировать.

Причину этого вращения впервые объяснил Исаак Ньютон: это результат действия сил тяготения со стороны Солнца и Луны на экваториальное вздутие Земли. В действительности поворот земной оси на полные 360° занимает 25 727 лет. Насколько же точно сумел Гиппарх предсказать длительность процесса, происходящего в течение такого длительного времени! Между прочим, именно из-за прецессии точек равноденствия, древним мореходам приходилось определять направление на север приближенно по созвездиям у северного полюса мира, а не по привычной нам Полярной звезде. Полярная осталась на том же месте среди звезд, но в древности ось Земли была направлена вовсе не на нее. И в будущем северный полюс мира снова перестанет совпадать с Полярной звездой.
Для наглядности сделайте следующее:
Поставьте точку в центре чистого листа бумаги, проведите вокруг нее окружность с радиусом около сантиметра, вокруг этой окружности проведите вторую, большего радиуса.

Точка - Солнце. Меньшая из двух окружностей - орбита Земли. Та, что больше - окружность эклиптики. Теперь вокруг большей окружности нарисуйте 12 квадратиков, распределив их равномерно: это - зодиакальные созвездия. Поскольку полный угол 360 градусов, то каждому созвездию отводится по 30 градусов эклиптики.

Мы знаем, что Земля движется по орбите, изображенной меньшей окружностью, против часовой стрелки, с запада на восток, совершая каждые 24 часа полный оборот вокруг своей оси.

Результатом этих двух движений являются две зрительные иллюзии:
1
Каждый день при вращении планеты с запада на восток, Солнце (которое на самом деле неподвижно) "движется" по небу с востока на запад.
2
Примерно каждые 30 дней, по мере движения Земли по орбите вокруг Солнца, наше светило медленно "переходит" от одного зодиакального созвездия к другому (на самом деле они неподвижны), и это кажущееся движение тоже идет с востока на запад.

Иными словами, в любой день года (на нашей диаграмме - в любой точке на внутренней окружности) Солнце будет находиться между земным наблюдателем и одним из двенадцати зодиакальных созвездий. Если наблюдатель сумеет проснуться до рассвета, то увидит, как Солнце встает на востоке на участке небе, где находится именно "посчитанное" созвездие.

Легко представить себе, какое впечатление на древних людей производило это регулярное движение светил. И понятно, почему четыре ключевых момента в году - весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния - всегда имели "повышенную важность". Еще большее значение придавалось совпадению этих точек с зодиакальными созвездиями. Но самым важным из всех созвездий почиталось то, в котором Солнце восходит утром в день весеннего равноденствия.
Еще раз о прецессии
В течение года движение Земли по орбите вызывает ежемесячную смену созвездий, на фоне которых происходит восход Солнца: Водолей - Рыбы - Телец - Близнецы и т.д. Сейчас в день весеннего равноденствия Солнце встает на востоке между созвездиями Рыб и Водолея. Эффект прецессии ежегодно сдвигает "весеннюю точку" (каждый год немного раньше), в результате чего она постепенно проходит через все знаки зодиака. Причем на каждый из знаков уходит 2 160 лет, а на весь цикл в целом - 25 920 лет. Направление этого "прецессионного дрейфа" противоположно годовому движению Солнца, а именно: Близнецы - Телец - Овен - Рыбы - Водолей. Итого, получается, например, что "эра Льва", т.е. 2 160 лет, в течение которых Солнце в день весеннего равноденствия всходило на фоне созвездия Льва, длилась с 10 970 по 8 810 год до н.э. Сегодня мы с точки зрения астрологии живем в переходном периоде между "эрой Рыб" и "новой эрой Водолея".
Солнцу необходимо примерно 72 года (целая человеческая жизнь), чтобы сместиться по эклиптике на 1 градус. Именно из-за трудности измерения такого черепашьего темпа изменений, результаты, полученные Гиппархом во II веке до н.э., в Британской энциклопедии упоминаются исключительно как "выдающееся открытие".

Но считалось бы это открытие выдающимся, если бы оказалось, что оно сделано повторно?
Как мы увидим позже, множество культурных памятников человечества имеют астральный подтекст, который порой непросто увидеть. Минимум 2 000 лет разделают нас с людьми, которые имели представление о прецессии, но описывали ее совершенно другими словами и образами.

"Среди всех величайших изобретений", — отметил однажды Галилей, — "каким величием разума должен был обладать тот, кто придумал, как сообщить свои самые тайные мысли любому другому лицу, хоть и удаленному от него во времени или пространстве, говоря с теми, кто находится в Индиях, кто еще не рожден и родится, быть может, не ранее, чем через тысячу лет? И сделать это при помощи всего лишь различных сочетаний пары дюжин значков на бумаге? Пусть же это будет достойнейшим примером из всех достойных восхищения изобретений людей".

Универсальный «язык» человеческой культуры — астрология, хотя с течением времени его бывает сложно идентифицировать. Как высказался Н. А. Морозов: "При переводе на наш язык памятников чуждой нам жизни, главное затруднение состоит в том, чтобы найти такие слова, которые вызывали бы у читателей те же самые представления, какие были у автора, когда-то писавшего их, а это иногда очень трудно… При простом рассказе мы не замечаем, что подставляем вместо авторских свои образы, но, в случае употребления таких слов в смысле символов или аллегорий, это иногда ставит в тупик; это так важно, что без определительного термина вы ничего не поймете в аллегории, если не живете в том же поколении и в той же области, или не знаете их особенностей.

Таково, например, библейское сказание о том, что в раю росли рядом два дерева: дерево жизни и дерево познания. Смысл этого сказания объясняется лишь тогда, когда вы их представите
по-египетски, в виде двух стройных пальм, с вершин которых опускается к земле зонт перистых листьев. Они выросли как бы из одного плода и срослись у корня, а вершины их отклонились друг от друга на 23 ½ градуса. Первое дерево символизирует земную ось, определяющую своим вращением течение суток и представляемую как ствол пальмы, растущей на северном полюсе Земли. С вершины этой пальмы спускаются зонтом небесные меридианы… Второе дерево — это как бы ось эклиптики, пальма, сросшаяся внизу с первой, определяющая течение года и наклоненная к первой пальме на 23 ½. Она с таким же зонтом меридианов и параллелей, среди которых свил свое змий (теперь созвездие Дракона). И названа деревом познания, потому что ее открытие дало впервые возможность древним предсказывать небесные явления, благодаря чему люди сделались как боги, предузнающие по течению планет грядущее добро и зло. Отсюда начало астрологии".

Без таких представлений о "дереве" вы никогда не выясните себе ни места происхождения этой легенды, ни ее символизма. А усвоив эти представления, вы сейчас же поймете, почему под первой пальмой стоят в астрологических картах неба Адам и Ева, почему на вершине второй пальмы сидит змей-искуситель в виде созвездия Дракона и почему тут говорится, что одна из этих пальм "приносит плоды 12 раз в год, на каждый месяц свой особый плод".
Таким же образом, придерживаясь современного представления о небе, как о бездонном пространстве... вы не поймете того места в "Деяниях Апостолов", где говорится о скатерти, спустившейся с неба апостолу Петру, наполненной странными зверями, которых было велено ему съесть. А зная, что небо по представлениям древних было куполом, прикрытым голубой скатертью с изображениями на ней двух Медведиц, Скорпиона, Козерога, Драконов, Змей и всяких других животных, вы сразу понимаете, что дело тут идет о приказании Петру заниматься астрологией с прибавлением, чтобы он "не считал языческим то, что очистил сам бог-отец".
Н.А. Морозов
Н.А. Морозов
Директор Естественно-научного института
им. П.Ф. Лесгафта, почетный член Академии наук СССР

Часть 3 . Мельница Гамлета.

В своем блестящем и далеко идущем исследовании "Мельница Гамлета" профессора де Сантильяна и фон Дехенд представляют внушительный набор мифологических и иконографических свидетельств в пользу существования любопытного феномена.
Неизвестно когда и непонятно, почему, но ряд древних мифов мира был "использован" в качестве носителя комплекса научных данных, связанных с прецессией равноденствия.
Согласно профессору Джорджо де Сантильяна, единообразие древних мифов предполагает работу направляющей руки. В "Мельнице Гамлета", написанной в соавторстве с Гертой фон Дехенд, профессором истории науки во Франкфуртском университете, он утверждает, что:
... универсальность является хорошим тестом, особенно в сочетании с четким замыслом. Когда что-то, найденное, скажем, в Китае, обнаруживается также в вавилонских астрологических текстах, это можно признать относящимся к делу, если фигурирует комплекс необычных персонажей, про которых никто не может сказать, что они - результат независимого спонтанного творчества.

Возьмем, скажем, происхождение музыки. Орфей и его душераздирающая смерть могут быть поэтическим творением, рожденным независимо в разных местах. Однако, если с персонажей, которые играют не на лире, а на трубе, сдирают кожу живьем по разным абсурдным причинам, и их прискорбный конец воспроизводится на разных континентах, то мы чувствуем: здесь что-то есть, потому что эти истории лишены внутренней логики. И когда волынщик Пайд просматривается и в германском мифе о Гаммельне, и в Мексике задолго до Колумба, и все время связан с общими атрибутами типа красного цвета, это вряд ли может быть простым совпадением..

Подобно этому, если числа вроде 108 или 9*13 появляются в разных вариантах то в Ведах, то в храме Ангкора, и в Вавилоне, и в неясном бормотании Гераклита, и в норвежской Валгалле, это уже не случайность...
Джордио де Сантильяна
Джордио де Сантильяна
Профессор Массачусетского технологического института, специалист по истории и философии науки
Как утверждают Сантильяна и фон Дехенд, подобные образы относятся к небесным объектам и описываются отточенным научным языком архаичной, но "весьма изощренной" астрономии и математики: "Этот язык игнорирует местные верования и культы. Он сосредотачивается на числах, движении, общей структуре, схемах, а также на структуре чисел, на геометрии".

Их аргументы настаивают на настойчивом внедрении "проблемы прецессии" в различные древние мифы. Но Сантильяна и фон Дехенд уклончивы в отношении тех, кто создал эти мифы. Они лишь частично намекают на "некую почти невероятную цивилизацию". Научный язык или шифр, который, как они считают, им удалось идентифицировать, относится к "древности, внушающей благоговейный страх". В другом месте они более точно отмеряют глубину этой древности, относя ее к периоду как минимум "за 6 000 лет до Вергилия" - иначе говоря, не менее 8 000 лет назад.

Они утверждают, что в древности кто-то оставил нам наследство, которое было связано с научным мышлением и сложной информацией математической природы. Но поскольку она крайне стара, ход времени в большей степени развеял ее:
Когда греки вышли на сцену, пыль веков уже улеглась на обломках этой великой всемирной древней конструкции. Но кое-что уцелело в традиционных обрядах, мифах и сказках, которых по-настоящему никто уже не понимал... Это дразнящие воображение осколки потерянного прошлого. Они вызывают в памяти "туманные пейзажи", на которые большие мастера китайские художники: здесь они покажут скалу, здесь - остроконечную крышу, там верхушку дерева, а остальное предоставляют вашему воображению. Но даже тогда, когда код поддается, когда будет известна техника, мы не можем надеяться, что сумели оценить мысль этих наших далеких предков, поскольку она задрапирована в символику, а созидательные и предопределяющие умы, породившие эти символы, исчезли навсегда.
Джордио де Сантильяна
Джордио де Сантильяна
Профессор Массачусетского технологического института, специалист по истории и философии науки
Многие ключевые образы и символы, которые возникают в мифах - особенно те, что связаны с "расстройством небес" - встречаются в древних преданиях о мировом катаклизме. Например, в норвежской мифологии волк Фенрир, которого боги старательно сажают на цепь, в конце концов разрывает свои оковы и убегает:
Он встряхнулся, и мир задрожал. Ясень Иггдрасиль
затрясся от корней до самых дальних ветвей. Горы
крошились и трескались от вершины до основания...
Земля стала терять свою форму.
Звезды поплыли по небу.

Иггдраси́ль — Мировое дерево (дерево жизни) в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Северные германцы отождествляли Иггдрасиль с Ирминсулем, выполнявшим те же функции.
Иггдраси́ль — Мировое дерево (дерево жизни) в германо-скандинавской мифологии — исполинский ясень (или тис), в виде которого скандинавы представляли себе вселенную. Северные германцы отождествляли Иггдрасиль с Ирминсулем, выполнявшим те же функции.
По мнению де Сантильяны и фон Дехенд, в этом мифе тема катастрофы объединена с отдельной темой прецессии. С одной стороны, перед нами земное бедствие. С другой: мы слышим, что в небесах происходят зловещие перемены и звезды, которые поплыли по небу, "падают в пустоту."

Эти небесные образы, повторяющиеся вновь и вновь с незначительными вариациями в мифах из разных частей света, "Мельница Гамлета" относит к категории, которая "не просто рассказывает о том, что происходит обычно". Более того, норвежский миф о чудовищном волке Фенрире и дрожащем Иггдрасиле, повествует далее о конечном апокалипсисе, в котором силы Валгаллы выступаю на стороне "порядка", чтобы участвовать в последней ужасной битве богов:
В стенах Валгаллы есть дверей 500
И 40 к ним еще, я полагаю.
Из каждой двери выйдет 800
Бойцов, на битву с Волком поспешая.
Первое, к чему легко и почти подсознательно, побуждает этот стих - подсчитать общее количество воинов Валгаллы: 500*800 = 432 000. Количество дверей 540. Эти числа, как мы увидим позже, математически связаны с явлением прецессии. Трудно представить себе, чтобы такие числа попали в норвежскую мифологию случайно.
Чтобы понять описываемое, важно прочувствовать систему образов древнего "послания". Эта система превращает светлый купол небесной сферы в огромную и сложную машину. И, подобно мельничному жернову, мешалке, водовороту, ручной мельнице, эта машина все вращается и вращается без конца. А ее движение все время корректируется Солнцем, которое встает то в одном зодиакальном созвездии, то в другом.
Как уже говорилось, в году четыре ключевые точки: весеннее и осенние равноденствия, и летнее и зимнее солнцестояния. Естественно, в каждой из точек Солнце на восходе появляется в разных созвездиях. Так, если во время весеннего равноденствия Солнце, как сейчас, встает в Рыбах, то во время осеннего равноденствия - в Деве. Во время зимнего солнцестояния - Солнце в Стрельце, а во время летнего солнцестояния - в Близнецах. Примерно последние 2 000 лет так и было во всех четырех точках. Но мы помним, что в результате прецессии в не столь далеком будущем весенняя точка переместится из Рыб в Водолей. И остальные три характерные точки - тоже: из Девы, Близнецов и Стрельца - в Льва, Тельца и Скорпиона, как будто в гигантском небесном механизме переключится передача.

Подобно мельничной оси, объясняют Сантильяна и фон Дехенд, Иггдрасиль означает мировую ось в древнем языке, который они идентифицировали как ось, которая простирается наружу к Северному полюсу небесной сферы:
При этом в нашем воображении инстинктивно возникает прямой вертикальный шест... но это было бы чрезмерным упрощением. В контексте мифа лучше не думать об оси с позиций аналитических, как о линии; лучше рассматривать ее как единое целое с рамой, на которую она опирается... Если при слове "радиус" нам автоматически приходит в голову окружность, то при слове "ось" на ум приходят две больших окружности на поверхности сферы - колюр равноденствий и колюр солнцестояний.
Герта фон Дехенд
Герта фон Дехенд
Профессор Франкфуртского университета
Эти колюры представляют собой воображаемые окружности, пересекающиеся в точке небесного Северного Полюса, которые соединяют две точки равноденствий на орбите Земли (где она находится 21 марта и 22 сентября) и две точки солнцестояния (где она находится 21 июня и 21 декабря). Смысл сказанного выше сводится к следующему: "Вращение полярной оси не следует отделять от больших колец, которые перемещаются в небесах вместе с ней. Соответствующую рамную конструкцию следует воспринимать как единое целое с осью".


Вот о каком мифе из центральной америки (который к тому же может служить примером любопытной "гибридизации" мифов о прецессии и катастрофе) упоминает Диего де ланда в XIV веке:



"Среди множества богов, которым поклоняются эти люди [майя], существуют четыре, которых они называют бакаб. По ИХ СЛОВАМ, ЭТО ЧЕТЫРЕ БРАТА, КОТОРЫХ БОГ ПРИ СОТВОРЕНИИ МИРА ПОСТАВИЛ ПО ЧЕТЫРЕМ УГЛА МИРА ДЕРЖАТЬ НЕБО, ЧТОБЫ ОНО НЕ УПАЛО. оНИ ТАКЖЕ РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЭТИ БАКАБЫ СПАСЛИСЬ, КОГДА МИР БЫЛ УНИЧТОЖЕН ПОТОПОМ."

Диего де Ланда
Второй епископ Юкатана, 1524 -1579 гг.
По мнению Сантильяны и фон Дехенд, астрономы-жрецы майя не были примитивны, чтобы считать Землю плоской и имеющей четыре угла. Образы Бакабов они использовали как аллегорию, цель которой - пролить свет на явление прецессии равноденствий. Бакабы фактически олицетворяют систему координат той астрологической эпохи. Это - колюры равноденствия и солнцестояния, соединяющие 4 созвездия, в которых Солнце встает в 4 времени года в течении 2 200 лет.

При этом образ четырех Бакабов, слишком буквально привязанный к понятиям типа "четыре угла неба", "четырехугольная земля", служит лишь одним из "мыслительных процессов", провоцирующих обращение к проблеме прецессии. Образцовым среди них является , конечно, мельница из названия книги Сантильяны "Мельница Гамлета".


Если разобраться, то за героем Шекспира, "которого поэт сделал одним из нас, первым несчастным интеллектуалом", тянется легендарное прошлое, а его черты были уже предопределены уходящим в старину мифом. Во всех своих инкарнациях Гамлет странным образом остается самим собой. Его прототип Амлоди (иногда Амлет) из исландской легенды, "демонстрирует те же черты: грусть и высокий интеллект. Он тоже сын, посвятивший себя мщению за отца, глашатай туманных, но неотвратимых истин, орудие Судьбы, которое должно сойти со сцены, выполнив свою миссию..."

В полном грубых и ярких образов норвежском варианте предания Амлоди фигурирует в качестве владельца сказочной мельницы, которая некогда исторгала из себя золото, мир и изобилие. Вращать это гигантское сооружение были обречены две великанши, Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил не хватило бы, чтобы сдвинуть его с места:
Гамлет и прецессия земной оси.
Гамлет и прецессия земной оси.
Он, усадивши, повелел
Им жернов приводить в движенье,
Не зная отдыха и сна,
И слушал, как скрипит махина.

Мольба звучала их, как вой,
Что в тишине тревожит душу:
"Давно уж полны закрома,
Ослабь нажим на жернова!"
Но был он глух с стенаньям этим.

Мятежные и разгневанные, Фенья и Менья дождались, когда все уснут, а затем стали вращать мельницу с такой сумасшедшей скоростью, что ее опоры, хоть и укрепленные железом, разлетелись на куски. Потом мельницу похитил царь Мизингер и, погрузив на корабль вместе с великаншами. повелел им снова молоть. Они мололи недолго, потому что корабль стал тонуть:


Заклепки лопнули, треща,
Опоры с ларя оторвались,
Огромный вал затрепетал,
Разбивши ларь с помолом вместе.

Мельница, тем не менее, продолжала вращаться, даже достигнув морского дна, но там она уже стала перемалывать камни и песок; одновременно создавая огромный водоворот, Мальстрем.

Такая образная система, как настаивают Сантильяна и фон Дехенд, символизирует именно прецессию равноденствий. Ось и железные опоры мельницы при этом обозначают:

...систему координат небесной сферы и образуют раму, каркас мировой эпохи. В сущности, состояние этой конструкции и определяет эпоху. Потому что, если полярные оси и колюры образуют некое невидимое единое целое, то при смещении одной детали вся система переходит в новое состояние. И когда это случается, на смену старому аппарату приходит новая Полярная звезда с соответствующими колюрами.
Герта фон Дехенд
Герта фон Дехенд
Профессор Франкфуртского университета
Что касается засасывающего водоворота, то он:



...входит в типовой арсенал древнего мифа. В Одиссее он появляется в виде Харибды в Мессианском проливе, у других культур он встречается в Индийском и Тихом океанах. Причем, что любопытно, он встречается там непременно в сочетании с нависшим над ним фиговым деревом, за чьи сучья герой хватается, когда его корабль уходит под воду, будь то Сатьяврата в Индии или Каэ на островах Тонго... Воспроизводимость подробностей исключает при этом свободное независимое творчество.
Герта фон Дехенд
Герта фон Дехенд
Профессор Франкфуртского университета
Появление водоворота в "Одиссее" Гомера, представляющей собой компиляцию греческих мифов, возраст которых превышает 3000 лет, не должно вас удивлять. К этой же компании принадлежит и Великая мельница из исландских легенд, и у Одиссея она появляется в знакомых обстоятельствах: Одиссей высаживается в Итаке и маскируется, гонимый жаждой мести. Богиня Афина делает его неузнаваемым, и он просит Зевса подать ему ободряющий знак перед великим испытанием:

Немедленно Зевс прогремел с сияющего Олимпа...
И добрый Одиссей возрадовался. Кроме того,
свой пророческий голос подала женщина, вращавшая
мельницу в доме неподалеку, где стояли мельницы
пастыря народа. На этих ручных мельницах работали
12 женщин...

Похожие темы всплывают в Японии, Центральной Америке, у маори Новой Зеландии, и в финских мифах. У финнов Гамлет фигурирует под именем Куллерво, а мельница зовется Сампо.

Оказалось, что слово "сампо" происходит от санскритского "скамбха", что означает "столб или шест". В "Атарведе", одном из древнейших произведений североиндийской литературы, мы находим целый гимн, посвященной Скамбхе:

в которой заключена Земля, атмосфера, небо, огонь,
луна, солнце и ветер... Скамбха сохраняет небо и землю;
Скамбха сохраняет все шесть направлений; в Скамбху
входит все сущее.

Уитни, переводивший "Атарведу", комментирует с некоторым удивлением: "Скамбха - стойка, опора, поддержка, столб - как ни странно, в этом гимне используется в значении "каркас вселенной".

Здесь, как и в других аллегориях, возникает образ структуры (основы) мировой эпохи - того самого небесного механизма, который функционирует более 2 000 лет, когда Солнце встает в одних и тех же четырех ключевых точках, а затем медленно переходит к новым четырем созвездиям-координатам на следующие 2 000 лет.



Именно поэтому мельница всегда ломается, мощные стойки отлетают, железные заклепки лопаются, а дерево-вал трясется. Прецессия равноденствий вполне оправдана такой системой образов, поскольку она действительно ломает и меняет устоявшуюся ранее систему координат небесной сферы.

Часть 4 . Числа Осириса.

В этой главе коротко поговорим о числовых значениях, связанных с прецессией равноденствий.
Итак, вы уже поняли сущность и механизм процесса, называемого прецессией равноденствий. Он важен с точки зрения астрологии по многим причинам, которые способствовали развитию древнего знания. В те времена небесные процессы и то, что происходило на земле, для людей были неразрывны. Часть тех древних знаний дошла до нас в виде мифов, часть - в виде сооружений, настоящий замысел которых постоянно ускользает от современных людей. Все эти мифы зачастую содержат ключевые числа, которые с повествовательной точки зрения - "чрезмерный груз", но образуют некую счетную программу, позволяющую определить точные значения следующих параметров:
1
Время, необходимое для смещения точки восхода Солнца в день весеннего равноденствия на один градус по эклиптике (по отношению к неподвижным звездам). Это число 72.
2
Время, которое требуется Солнцу, чтобы пройти целый зодиакальный сектор (знак зодиака или 30 градусов). Это число 30*72 = 2 160
3
Время, которое требуется Солнцу, чтобы пройти два полных зодиакальных сектора (два знака зодиака или шестьдесят градусов). Это число 60*72 = 4 320
4
Время, которое требуется для Великого возврата, то есть для того, чтобы Солнце прошло триста шестьдесят градусов по эклиптике, завершив тем самым полный цикл прецессии, или так называемый Большой год. Это число 2 160*12 = 25 921 (или 360*72)
МИФ ОБ ОСИРИСЕ

Осирис — старший сын бога земли Геба и бо­гини неба Нут (супругов и детей бога ветра Шу, старшего сына бога солнца Ра, и богини дождя и влаги Тефнут, единственной дочери Ра).

Много лет Осирис правил Египтом. Он научил людей премудростям земледелия, садоводства, виноделия. Но его родной брат, бог Сет, желая занять царский трон, однажды дождался момента и убил Осириса.

Исида, жена Осириса, вместе со своей сестрой оплакала тело мужа. Ужаснув­шись содеянному Сетом, бог света Ра послал шакалоголового бога Анубиса, чтобы собрать рассыпавшиеся останки, на­бальзамировать и запеленать тело Осириса. Тем временем Исида родила сына Осириса Гора. Его жизненной целью стало желание отомстить сво­ему дяде за смерть отца и возвратить утрачен­ный престол, принадлежащий ему по праву.

Исида тайно растила сына в болотах Дельты. И когда настал тот день сражения сына Осириса с Сетом, Гор предоставил богам право решить судьбу захваченного трона ему. Он, как единственный сын Осириса, был признан его наследником и обрел дол­гожданное царствование.

В благодарность богам Гор хотел воскресить отца, но Осирис отказался возвращаться на землю и остался царем в загробном царстве, да­вая возможность сыну править царством живых.

Когда бог солнца Ра узнал, что его жена Нут ему изменила, он разгневался и заявил, что не будет такого месяца или года, когда она смогла бы разрешиться от бремени. Но другой возлюбленный богини, бог Тот (в греческой терминологии – Гермес), выиграл у Луны в шашки одну семьдесят вторую часть каждого дня и, сложив из этих частей пять полных дней, прибавил их к египетскому календарному году, то есть к тремстам шестидесяти дням. Так миф объясняет происхождение тех пяти дополнительных дней, которые египтяне в конце каждого года добавляли для того, чтобы привести лунный год в соответствие с солнечным. В течение этих пяти дней, считавшихся как бы прибавкой к двенадцати месяцам года, проклятие бога солнца не действовало. В первый из этих дней и родился Осирис.
Джеймс Джордж Фрезер
Джеймс Джордж Фрезер
британский религиовед, антрополог, этнолог, культуролог, фольклорист и историк религии
Так в мифе появляются прецессионные числа 360, 12, 30 и 72. Число 72 еще раз встречается в мифе, когда описывается убийство Осириса его братом Сетом: у Сета было 72 сообщника.

Итак,
12 - число зодиакальных созвездий;
30 - число градусов вдоль эклиптики, соответствующее каждому созвездию;
72 - число лет, которое требуется, чтобы Солнце в день равноденствия сместилось в результате прецессии на один градус по эклиптике;
360 - общее количество градусов в эклиптике.

Миф об Осирисе - не единственный источник, содержащий данные для расчета прецессии. Соответствующие числа появляются в различных комплексах и комбинациях по всему миру.
Уже упомянутый пример - норвежский миф о 432 000 воинов, выступающих из Валгаллы в бой с Волком. Вавилонский историк Берос (3 век до н.э.) сообщает, что легендарные шумерские цари правили до потопа в течение 432 000 лет, а между актом творения и вселенской катастрофой прошло 2 160 000 лет.

Мы, возможно, никогда не узнаем (благодаря конкистадорам и усердным монахам, которые истребляли культурное наследие Центральной Америки и почти ничего нам не оставили), содержали ли мифы майя и других индейских народов указания на числа ряда 72, 2 160, 4 320 и т. д. Но зато они щедро разбросаны по «Календарю длинного счета» майя. Числа, необходимые для расчета прецессии, фигурируют там в составе следующих формул:

1 Катун = 7 200 дней;
1 Тун = 360 дней;
2 Туна = 720 дней;
5 Бактун = 720 000 дней;
5 Катун = 36 000 дней;
6 Катун = 43 200 дней;
6 Тун = 2160 дней;
15 Катун =2 160 000 дней.
Между очень разными мифами об Осирисе и мельнице Амлоди (что не мешает обоим содержать точные научные данные о прецессии равноденствий) есть еще одна открытая дверь — довольно странный общий фактор. Речь идет о родственных отношениях героев. Амлоди/Амлет/Гамлет во всех случаях сын, который мстит, заманивая в ловушку и убивая отцеубийцу. Более того, этим убийцей все время является брат отца, то есть дядя Гамлета.

Это в точности соответствует и сценарию мифа об Осирисе. Осирис и Сет — братья. Сет убивает Осириса, после чего Гор, сын Осириса, мстит своему дяде.

Грэм Хэнкок
Британский писатель и журналист

Храмовый комплекс Ангкор в джунглях Камбоджи выглядит так, как будто его специально построили в качестве метафоры прецессии. У него 5 ворот, ко всем им ведут дороги с мостами, переброшенными через заселенный крокодилами ров, окружающий сооружение. Вдоль каждой стороны дороги стоят шеренги из 54 гигантских каменных статуй (то есть всего 540). Каждая шеренга несет огромную змею Нага. Как указывают Сантильяна и фон Дехенд в «Мельнице Гамлета», эти изваяния не столько несут змею, сколько тянут ее, «взбивая Молочный океан». При таком подходе весь Ангкор «оказывается колоссальной моделью, выполненной с истинно индуистской фантазией и нелепостью», чтобы выразить идею прецессии.

На субконтиненте Индостан (где созвездие Ориона известно как Кал-Пуруш, что означает «Человек-время»), мы узнаем, что числа Осириса выражаются самыми разнообразными способами. Причем случайностью это назвать трудно. Например, индийский алтарь огня, Агникайяна, сложен из 10 800 кирпичей. А в Ригведе, древнейшем из ведических текстов, богатейшей сокровищнице индийских мифов, 10 800 строф. Каждая строфа состоит из 40 слогов, в результате чего все произведение насчитывает 432 000 слогов… ни больше и ни меньше. А в типичной строфе Ригведы под номером 1:64 можно прочесть о «колесе с 12 спицами, в котором стоят 720 сынов Агни».

И, наконец, посмотрим, о чем пишут в священных рукописях Пуранах. О четырех «эпохах Земли», называемых Юга, которые вместе простираются на 12 000 «божественных лет». Продолжительность этих эпох по отдельности в «божественных годах» составляет:

Крита Юга — 4 800
Трета Юга — 3 600
Давпара Юга — 2 400
Кали Юга — 1 200

Здесь же мы узнаем, что «один год смертных равняется одному дню богов». А дальше, совсем как в мифе об Осирисе, видим: число дней в году, как у смертных, так и у богов искусственно принято равным 360, так что год богов эквивалентен 360 годам смертных.

Следовательно, Кали Юга (1200 божественных лет) имеет продолжительность 432 000 лет смертных. Одна Маха Юга, или Великий век, состоящая из 12 000 божественных лет, входящих в четыре малые Юги, эквивалентна 4 320 000 смертных лет. Тысяча таких Маха Юг, что составляет Кальпу, или День Брамы, простирается на 4 320 000 000 обычных лет. Это снова возвращает нас к значащим цифрам расчетов прецессии. Кроме того, существуют еще Манвантары («периоды Ману»), о которых в рукописях говорится, что «в течение каждой Манвантары проходит 71 раз по 4 Юги». Вспомним, что один градус прецессионного смещения по эклиптике требует 72 лет (71,6 если точнее - число, которое в Индии вполне могли округлить до 71, подобно тому, как в Древнем Египте его округлили до 72).
Кстати, Кали Юга длиной в 432 000 смертных лет — это наша эпоха. Рукописи утверждают: «в век Кали процветание будет приходить в упадок, пока род человеческий не приблизится к гибели».
Использование числа 72 в Египте, равно как во многих других древних культурах, проистекает из космологического процесса, который мы знаем как прецессию, и который можно обнаружить лишь с помощью длительных и исключительно точных астрономических наблюдений.

Сколько же времени человечество занималось такими наблюдениями?

В 1972 г. Александр Маршак по результатам углеродного анализа обломков костей, найденных в пещерах каменного века, доказал, что 40 000 лет назад в северной Европе люди наблюдали и точно регистрировали фазы луны, и, предположительно, летнее и зимнее солнцестояние.

Некоторые из костей с любопытными спиралями, образованными высверленными точками-лунками, были найдены во Франции, в пещере Ласко (всемирно известный "Зал Быков"). В 1995 г. ученый-космолог и исследователь Фрэнк Эдж представил научный отчет с «небесной интерпретацией» всемирно известного Зала Быков.
По мнению ученых, Зал Быков был расписан около 17 000 лет назад, то есть на 14 000 раньше того, как двенадцать зодиакальных созвездий были (как считалось до открытия пещеры Ласко) отобраны и поименованы древними вавилонянами и греками. изображение Великого Быка в пещере Ласко: созвездие Тельца перед рассветом в день летнего солнцестояния в 15 000 г. до н. э.
Зал быков в Ласко. Созвездие Тельца и Плеяды.
Зал быков в Ласко. Созвездие Тельца и Плеяды.
Обратите внимание на 6 хорошо заметных черных точек как раз над плечами Быка из Ласко. Сравнив их с Плеядами, мы можем увидеть, насколько основательна связь между этим Быком и созвездием Тельца. Эти точки не только совпадают по количеству с хорошо различимыми Плеядами, но и располагаются в пространстве примерно так же, в том же числе, и по отношению к туловищу и морде животного. Сходство этого быка ледникового периода с традиционным изображением созвездия Быка так велико, что, если бы Бык из Ласко был обнаружен в средневековом манускрипте, а не на потолке пещеры, мы сразу же узнали бы в нем Тельца.
Фрэнк Эдж
Ученый-космолог
Созвездие Ориона и Тельца (справа)
Созвездие Ориона и Тельца (справа)
Выводы Эджа относительно древнего происхождения Тельца были недавно распространены профессором астрономии Александром Гурштейном и на другие зодиакальные созвездия.

Его мнение опирается на тот факт, что «из 12 знаков зодиака в каждый конкретный момент времени имеют реальное значение только четыре. Это — те созвездия, в которых солнце восходит в дни весеннего и осеннего равноденствия, и в дни зимнего и летнего солнцестояний» (см. ниже: Некоторые астрономические данные). Гурнштейн отмечает, что в настоящее время эта четверка включает в себя Рыб, Деву, Близнецов и Стрельца (Рыбы связаны с весенним равноденствием). Вместе с тем, указывает он, во времена вавилонян все было совсем иначе.

«Покачивание оси Земли («прецессия») перемещает точку восхода солнца в дни равноденствия и солнцестояния по небу со скоростью 1 градус за 72 года. Поэтому около 700 г. до н. э. (когда, как считают, была изобретена греко-вавилонская система знаков зодиака) самыми важными созвездиями должны были быть Овен (весеннее равноденствие), Весы, Рак и Козерог. Это может объяснить, почему вавилоняне изображали эти четыре знака на своих картах. Но непонятно, почему они не потрудились дать имена всем остальным? Ответ можно найти, если заглянуть еще глубже в прошлое. Для того, чтобы к эпохе вавилонян стали «важными «все двенадцать знаков зодиака, процесс их поименования должен был начаться еще в 4 400 г. до н. э., когда ключевыми должны были стать те же созвездия, что и сегодня. Иными словами, самыми древними знаками зодиака должны быть Рыбы, Дева, Близнецы и Стрелец, получившие названия в каменном веке».
СОзвездиЕ Тельца. Справа от головы Плеяды.
СОзвездиЕ Тельца. Справа от головы Плеяды.
В начале ХХ века в пещере Пеш-Мерль, на юго-западе Франции, была обнаружена древнейшая в мире живопись — пе­щерное искусство эпохи верхнего палеолита. Потом во Франции одна за другой были открыты еще 4 пещеры, стены кото­рых были покрыты первобытными рисунками.

Для чего возникли росписи в пещерах, которые с той поры ста­ли обнаруживаться по всему миру, до сих пор никому не понятно. На сегодня самые древние следы кроманьонского че­ловека (т.е. человека, анатомически ничем не отличавшегося от нас), насчитывают 196 000 лет! А первобыт­ное искусство возникло где-то около 40 000 лет назад и примерно через 28 000 лет угасло. 150 000 лет — трудновообра­зимый период человеческой истории — человечество обходилось вообще без всякой символической деятельности. А христианская цивилизация существует "всего" около 2 000 лет.

Историкам очевидно, что возникновение первобыт­ного искусства — это, собственно, и есть прорыв, который соз­дал современную цивилизацию и культуру. До этого человеческая история была «немой» — люди не могли рассказать о себе. А значит, увидеть себя со стороны и анализировать свою соб­ственную деятельность — они тоже не могли.

Именно в пещерах берет свое начало человеческая деятель­ность, приведшая к возникновению письменности. Плохо только одно: никто до сих пор не может понять, зачем художники па­леолита рисовали свои фрески в местах, в которые трудно пробраться (исследования доказывают, что и тогда люди посещали пещеры крайне редко). Сами рисунки в большин­стве пещер нельзя рассмотреть без специального освещения, в некоторые подземные и подводные залы проникнуть с древним факелом в руках можно было, лишь преодолев смер­тельную опасность.

Первую, вполне убедительную для научного сообщества гипо­тезу, сформулировали Дэвид Льюис-Вильямс и Томас Доусон:

На скалах изображены видения шаманов и ритуалы перехода в другую реальность, из которой древние шаманы получали свои знания. Па­леонтологи доказали, что рисунки на стенах пещер легко объяснимы, если для их анализа использовать существовавшие с древней­ших времен стадии вхождения в измененное состояние сознания.

По мнению главного сторонника этой теории, профессора Дэвида Льюиса-Вильямса, подобные идеи нельзя назвать частью нашей привычной повседневной действительности. И возникают они благодаря универсальной способности человека входить в "измененное состояние сознания", транс, в котором человек сталкивается с необычайно реалистическими видениями.

Многие антропологи уверены, что наши предки, обитавшие в эпоху верхнего палеолита, необычайно высоко ценили подобные видения и широко использовали вызывающие их психоактивные растения.

К тому же хорошо известно, что равномерная дробь барабана и ритмичные танцы, гипервентиляция, нанесение себе особого рода увечий, голодание и целый ряд других, не самых приятных техник также способны привести к возникновению таких видений.

Конечно, в обществе охотников и собирателей подобное занятие было уделом одних лишь шаманов — тех религиозных специалистов, которые могли без опасений совершить рискованное путешествие в иные миры за новыми знаниями, объясняющими устройство мира или исцеляющими больных.

В свою очередь, полученные "извне" знания нашли свое отражение в религии, мифологии и искусстве древних людей. В соответствии с этой теорией, рисунки из Пеш-Мерль и других пещер на юго-западе Европы (всего около 300), — это искусство видений.
Человек, испытывающий видения в спонтанном трансе, должен их как-то себе объяснить — включить в структуру собственного мировоззрения. В древности таких людей шаманы забирали на обучение. Наша культура методами обучения такого рода не располагает. В ее рамках, человек должен либо объявить свои видения душевной болезнью и начать мучительный процесс отчуждения их от своей личности, либо внести их в рамки какой-нибудь действующей в современном мире теории.
Александр Данилин
Александр Данилин
Российский журналист, психиатр, врач-нарколог.
Таким образом, время зарождения астрологических представлений - это самый ранний период человеческой истории. То есть, примерно 40 000 лет назад произошли фиксация простейших наблюдений за движением Солнца.

Как отметил Дэйл Радьяр: "Первобытный человек живет еще в лоне природы. Вся его жизнь - это опыт одновременно и психологический, и физиологический, ибо он вряд ли способен отличать внешний мир от внутреннего, объективное от субъективного. Он настолько един с природой, что остается погруженным в ее явления, - то проецируя в них свою инфантильную самость, то возвращая их себе как состояния сознания, которые он посредством бессознательной идентификации считает собственными".

Древние люди всегда рассматривали природу как часть общества, а общество было включенным в природу и зависело от космических сил. Природа и древний человек не противостояли друг другу, а потому им и не должны соответствовать два разных способа познания.
Это не означает (как часто думают), что первобытный человек для объяснения природных явлений наделяет неодушевленное человеческими характеристиками. Для первобытного человека неодушевленного мира попросту не существует.
Известный психотерапевт Александр Данилин так говорит о этом процессе "эволюции":

"В природе нет гарантий для человеческого общения и чело­веческого существования вообще. Их основания закладываются иначе. И всегда, как ни странно, о таких основаниях люди расска­зывали (тем самым сохраняя их) с помощью символов. То есть неких мифических существ, тотемов, первичных хранителей па­мяти. А тотемы — что это такое? Это сверхчувственные предметы.

Скажем, если тотемом была птица, то имелась в виду не та, ко­торая летает, а птица — священный предмет, живущий в особом пространстве и времени. С точки зрения опыта она просто птица, а в качестве тотема — символический предмет, несущий в себе код тотема, например, код семейных отношений данного племе­ни; она передает отношение человека к некоторому сверхъесте­ственному существу. Откуда же появилось такое отношение?

Метафизика появилась потому, что само отношение человека к сверхъестественному есть тигель его формирования в качестве человека; появление человечества можно датировать моментом открытия сверхъестественного. Человек создает себя в качестве человека через отношение к чему-то сверхчеловеческому, сверхъ­естественному и освящаемому (то есть священному), в чем хра­нится память поколений, — там закодирован весь опыт...".
Сотня тысяч лет ушла у человека на то, чтобы обрести дорогу к реальности, лежащей за пределами сознания. И несколько тысячелетий понадобилось, чтобы напрочь забыть об этой реальности и прийти к выводу, что по­добные контакты — лишь продукты испорченного или больного разума.

Удивительно, но большая часть поступков или решений, принимаемых нами в жизни, вместо того, чтобы быть обдуманными и рациональными, напротив, немотивированы или иррациональны. Важнейшие решения в нашей жизни мы принимаем абсолютно случайно. Большинство из нас случай­но выбирает место учебы, работу, мужа, жену. Мы почти не пытаемся выбирать место своего жительства. Нет у нас и привычки анализировать последствия своих поступ­ков и решений. Наши далекие предки могли честно сказать: «Такова воля Божья». Мы даже на нее ссылаемся для красного словца - ибо чувствовать ее не умеем.

Все это и делает жизнь бессмысленной. Ведь смыслом, то есть семантикой, мы называем то, что можем более-менее ясно сформулировать. Если мы не ищем способов общения с реально­стью, скрытой глубоко внутри нас, то нам нет ни счастья, ни смысла жизни.
Александр Данилин
Александр Данилин
Российский журналист, психиатр, врач-нарколог.
Есть ли цель у человеческой жизни? Или она бесцельна? Есть ли у нее смысл, или она бессмысленна? Достойна ли она восхищения или насмешки?

Согласно риши — древнеиндийским мудрецам, жизни наши имеют смысл и вполне конкретную цель. Они зовут эту цель «реализацией», или «освобождением» (мокша) — способностью души, временно материализовавшейся в человеческом теле, понять истинную природу собственного существования.

То, что мы без колебаний признаем «реальностью», риши называют «миром формы» (майя). Они полагали, что этот мир - не реален. Скорее, это некая зловещая игра в виртуальной действительности, где все мы — игроки. Или - хитроумная иллюзия, сбивающая с толку даже в самых изощренных эмпирических испытаниях; массовая галлюцинация исключительной глубины и силы, рассчитанная на то, чтобы отвлечь души от прямого и узкого пути пробуждения, ведущего к вечной жизни. Риши обучали людей технике, позволяющей преодолеть майя и рассеять ее.

Эта техника, фактически восходящая к «науке реинкарнации», включала целенаправленное стремление к духовному знанию, медитацию, созерцание, сосредоточенность мысли через изучение шастр, в число которых входит Джйотиш.

Древних риши отождествляли с различными созвездиями, чаще всего — со звездами ковша Большой Медведицы (которые так и называли — Семью Мудрецами) и с Плеядами (которые считались женами этих Семи Мудрецов). Люди древности чтили планеты как богов, выражая так свое благоговение перед космосом и почтение к священному порядку бытия. Звезды и планеты для них были первозданными силами космического разума. И тем же космическим силам они поклонялись внутри себя — как силам души.

Боги древности — это вовсе не пережитки наивного поклонения природе, как мы это склонны воспринимать через призму предрассудков современного мышления. Они — не плоды суеверий, страхов или недостатка знаний об окружающем мире. Они — выражение космической интуиции и отражение космических метафор. Бессознательное говорит на языке символов — и, как известно из юнгианской психологии, не сводится к подавленным желаниям и инстинктивным моделям поведения. К области бессознательного относятся и глубинные слои нашей души, и проявления космического разума.

Важнейшие, основообразующие символы (архетипы), хранящиеся в нашей душе, связаны со временем. Важнейшие темы нашей жизни: рождение, смерть и смысл нашего преходящего бытия. И поскольку наши мифы и символы естественным образом сосредоточены вокруг проблемы времени, то столь же естественно, что они повествуют о планетах. В них отражен диалог, который наши души ведут через посредство планет с космическими энергиями, или базовыми архетипами жизни. Язык символов — язык глубокого подсознания, скрывающего в себе также и высшие слои нашего сознания, и есть язык астрологии.
Боги — это силы космического разума, заключенные в средоточии нашего глубокого подсознания. Они олицетворяют различные виды структурирующих влияний космоса и проявление его законов в действии. Легенды, повествующие о богах, — будь то коллективные мифы или наши грезы и сновидения, из которых слагается наша личная мифология, — написаны на языке звезд. Звезды — это не только материал, из которого сотворены наши физические тела: от них исходят важнейшие элементы нашей души, через посредство которых космические силы влияют на наш разум и обусловливают его деятельность — независимо от того, признаём мы их существование или нет.
Дэвид Фроули
Дэвид Фроули
Американский писатель, аюрведический врач и ведический астролог
Теперь, надеюсь, вы понимаете, что "современная астрология" из программы "Давай поженимся!" или журнала "Вог" совершенно не соответствует тому, что древние называли астрологией, и что было краеугольным камнем практически всех обществ древности.

Заканчивая эту главу, обратимся еще раз к прецессии. К тому, как она, предположительно, описывается в ведической традиции.


Часть 5 . Пахтание молочного океана.

Пахтанье Молочного океана или Самудра-мантхан (санскр. समुद्र मंथन) — одно из ключевых мифологических событий, описанное в Пуранах. Оно отмечается каждые 12 лет во время грандиозного индуистского праздника Кумбха-мела. История описывается в «Бхагавата-пуране», «Вишну-пуране» и «Махабхарате».
Пахтание молочного океана
Перетягивание Васуки занимает среднюю из трех горизонтальных полос, на которые делится изображение. На верхней -небесные сферы, полные танцующих апсар — чувственных небесных нимф, одаренных способностью, варьируясь, появляться во всех храмах Ангкора. Нижняя полоса, как будто покоящаяся на туловище подобной Васуки змеи Нага - великий океан, полный рыб, крокодилов и других обитателей. Неудержимый поток увлекает и несет их к подножию горы Мандера, которая поочередно поворачивается то в одну, то в другую сторону, усилиями дэвов и асур. Рядом с горой жителей океана закручивает и рвет на куски мощный водоворот космической маслобойки, которая вращается на спине черепахи — инкарнации Вишну.
Паломники, искавшие в XI–XII столетиях мудрости в великом центре посвящения Ангкор , были, видимо, прекрасно осведомлены о мифологическом содержании этих сцен. Соответствующее описание можно найти в "Рамаяне", "Махабхарате" и нескольких "Пуранах". Это история о том, как "в конце мировой эпохи божества и демоны объединились, чтобы взбить космический океан и добыть скрытый в его глубинах глоток бессмертия (амриты)".
Миф
Однажды царь дэвов Индра, катаясь на слоне, встретил мудреца Дурвасу, который подарил ему цветочную гирлянду. Индра принял дар и повесил его на хобот своего слона. Раздражённый сильным ароматом гирлянды, слон бросил её на землю, что крайне разгневало дарителя Дурвасу. Он проклял Индру и всех дэвов на то, что с этого момента их должна была покинуть сила и удача.

Вскоре завязалась битва между дэвами и асурами, и асуры под предводительством царя Бали одержали верх и взяли под свой контроль всю Вселенную. Дэвы обратились за помощью к Вишну - тот посоветовал решить проблему дипломатическим путём. Дэвы и асуры решили заняться вместе пахтаньем Молочного океана и разделить полученный в результате этого нектар бессмертия. Вишну, однако, заверил дэвов, что предпримет меры для того, чтобы весь нектар попал только в их руки.

В ходе пахтанья (взбалтывания) Молочного океана, гора Мандара использовалась в качестве гигантской мутовки, а змей Васуки (Vâsuki) — в качестве верёвки. Дэвы держали змея за хвост, а асуры — за голову, вращая таким образом гору и взбалтывая океан. Однако, вскоре гора начала тонуть. На помощь пришёл Вишну в образе своей второй аватары - гигантской черепахи Курмы, которая удержала гору на своей спине.

Во время пахтанья океана (его воды превратились сначала в молоко, а потом в масло), из него появился горшок смертельного яда, настолько опасного, что он мог разрушить всё творение. Пришедшие в ужас дэвы и асуры по совету Вишну отправились за помощью к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд и задержал его в своём горле, отчего оно приобрело синий цвет. С тех пор Шиву также называют именем Нилакантха («синегорлый»).

В Молочный океан были брошены особые травы, которые в ходе взбалтывания превратились в 14 сокровищ (ратн; 14 перлов) и были поделены между дэвами и асурами. Сокровища: Лакшми (богиня изобилия), Каустубха (волшебный драгоценный камень), Париджата (райское дерево), Варуни (нектар бессмертия), Дханвантари (бог-лекарь), Чандра (луна), Камадхену (чудесная корова, исполнительница желаний), Калпаврикша (дерево желаний), Айравата (белый слон с четырьмя бивнями и семью хоботами), Апсары (водные нимфы), Уччхайшравас (летающий белый конь с семью головами и чёрным хвостом), Шарнга (лук со стрелами), Шанкха (морская раковина) и Амрита (напиток бессмертия). В разных Пуранах, как и в «Рамаяне», и «Махабхарате», есть разные списки сокровищ.
Пахтание молочного океана. Раху и Кету.
Наконец, из океана явился Дханвантари с горшком небесного нектара бессмертия амриты. Между дэвами и асурами завязался жестокий бой за право обладания амритой. Дэвы спрятали нектар от асуров в четырёх местах на земле — Праяге, Харидваре, Удджайне и Нашике. При этом, в каждом из этих мест вылилось по капле амриты. И считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине раз в 12 лет там проводится праздник Кумбха-мела.

В итоге асуры одержали верх над дэвами, и забрали всю амриту себе. Дэвы тогда снова обратились за помощью к Вишну, который принял форму Мохини — девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них амриту и раздала её дэвам, и они смогли отведать небесного напитка. Но один из асуров, Раху, принял облик дэва, намереваясь таким образом испить нектара. Однако Сурья (Солнце) и Чандра (Луна) признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Как только Раху начал пить амриту, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска сударшана-чакры. В результате, соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в планету Раху. Теперь она мстит Солнцу и Луне и иногда проглатывает их (это солнечные и лунные затмения!). А испившие амриты дэвы, вновь обрели силу и в итоге победили асуров.
Миф о сбивании молочного океана очень важен для понимания индийской астрологии Джйотиш. Здесь мы впервые встречаем теневые планеты - Раху и Кету, которые играют важнейшую роль в гороскопе. Также это аллегория прецессии: медленное циклическое покачивание земной оси, которое меняет положение всех звезд на небе и периодически «переключает» созвездие, на фоне которого восходит Солнце в день весеннего равноденствия. Именно этот процесс, согласно Джордже де Сантильяна и Герте фон Дехехенд, авторам «Мельницы Гамлета», является темой многих мифов, дошедших до нас из глубочайшей древности. Взбивание Молочного Океана — один из таких мифов.
Заключение
Некоторые выводы и домашнее задание.
В этой лекции мы кратко разобрали идеи, которые касаются возникновения астрологической науки. В следующих лекциях шаг за шагом будет рассматриваться практическая астрология Джйотиш, главной особенностью которой являются продвинутые прогностические техники. Все уроки снабжены примерами, иллюстрациями, а также поясняющими видео-роликами.
Необходимо запомнить:
1
Дни недели
Каждый день недели соответствует определенной планете. Пн - Луна, Вт - Марс, Ср - Меркурий, Чт - Юпитер, Пт - Венера, Сб - Сатурн, Вс - Солнце.
2
Прецессия
Очень медленное смещение земной оси, приводящее к тому, что Солнце в точке весеннего равноденствия восходит в разных созвездиях.
3
Эклиптика
Линия, по которой Солнце движется в течение года через созвездия Зодиака, которых насчитывается 12.
Made on
Tilda