глава 6

Откровение Иоанна

Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис Иоанна — последняя из книг Нового Завета и всей Библии. На греческом койне апокалипсис означает откровение. Откровение Иоанна Богослова – единственная апокалиптическая книга, вошедшая в канон Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис Иоанна) состоит из 22 глав.

В откровении Иоанна описываются события, которые будут предшествовать второму появлению Иисуса на земле, появление мессии и жизнь после Второго Пришествия. Именно описание событий перед вторым Пришествием, а в частности различных катаклизмов, привело к современному употреблению слова АПОКАЛИПСИС в значении конца света.

Автор Откровения несколько раз называет себя Иоанном. Кроме того, автор упоминает, что он был на острове Патмос, когда получил своё первое видение:

"Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. …и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу…"

Поэтому автора книги Откровение иногда называют Иоанном Патмосским.


Четыре всадника Апокалипсиса. 1497-1498. Альбрехт Дюрер
Краткое содержание
По содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового Завета, там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света, Страшный суд. В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: апокалиптические всадники, вавилонская блудница, Жена, облечённая в солнце и др. В «Апокалипсисе» упомянуто Число зверя — 666, в ходе истории многократно предлагались различные расшифровки значения этого числа.

Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над дьяволом увенчает тяжёлую борьбу. В обновлённом творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «Ей, гряди, Господи Иисусе!», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.

Серия британских фильмов «Омен» (1976—2006) основана на сюжете «Откровения». В телесериале «Сверхъестественное» (США, 2005) теме Апокалипсиса посвящены 3-й, 4-й и 5-й сезоны. В телесериале "Декстер" главный антагонист 6-го сезона имитировал сцены из Откровения.

Ниже приводится отрывок из 6-й главы "Откровения":
Я видел, как Ягненок (или Агнец)
снял первую из семи печатей.
И я услышал громовой голос
одного из четырех животных:
«Выходи!» (или «Иди и смотри!»).

2 Я посмотрел, и вижу:
конь белый и всадник. У всадника
лук и на голове венок победителя.
Он выехал, что бы побеждать.

3 Ягненок снял вторую печать.
И я услышал голос второго животного:
«Выходи!».

4 Вы шел конь рыжей (огненной) масти.
Его всадник должен убрать с земли
мир и развязать кровавую бойню.
Ему дан тяжелый меч.

5 Ягненок снял третью печать.
И я услышал голос третьего животного:
«Выходи!».

Я по смотрел, и вижу: конь вороной и
всадник. В руке у всадника весы.

6 Со стороны четырех животных
послышался голос: «Мера пшеницы —
динарий, три меры ячменя — динарий.
Маслу и ви у не навреди».

7 Ягненок снял четвертую печать.
И я услышал голос четвертого животного:
«Выходи!».

8 Я по смотрел, и вижу: конь пепельный
(или мертвенно-бледный) и
всадник. Имя всадника — Смерть. За
Смертью следует Ад. Им дана власть
на четвертой части земли убивать мечом,
голодом, повальной смертью,
нападением диких зверей.
Апокалипсис, глава 6, Иоанн Патмосский Богослов
Иоанн Богослов
Что это значит?
Современная церковная трактовка этого отрывка - говорят нам, - такая:

  • Снятие первой печати. Первая печать — белый конь со всадником-победителем, имеющим в руках лук. Белый конь символизирует деятельность святых апостолов, которые направили свои силы (лук) против демонов в виде Евангельский проповедей.
  • Снятие второй печати. Вторая печать — рыжий конь со всадником, взявшим с земли мир. Эта печать олицетворяет восстание неверных против верующих.
  • Снятие третьей печати. Третья печать – вороной конь со всадником. Это олицетворение нетвердой веры и отказа от Христа. По другой версии вороной конь символизирует голод.
  • Снятие четвертой печати. Четвертая печать – бледный конь со всадником по имени «смерть». Печать олицетворяет проявление гнева Божьего и в том числе предсказание грядущих бедствий.

Вот так. Не пытаясь оскорбить чувства верующих, все же стоит, наверное, немного разобраться. При чем здесь кони? какие-то животные числом четыре? Если бы, например, отрывок стихотворения М.Ю. Лермонтова невероятным образом попал в Библию, то здесь бы мы - по вышеописанной логике - увидели масштабное сражение небесных сил и сил зла:

Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Бородино, М.Ю.Лермонтов

Но мы знаем, что это - описание Бородинского сражения. Конкретного исторического события. Что если и Апокалипсис описывает что-то подобное?

Н.А.Морозов (1854 - 1946) с своем объемном труде "Христос" и в "Откровении о грозе и буре" проводит детальнейший анализ библейских текстов с помощью различных методов, в том числе и астрономических, позволивший ему сделать массу открытий. Одно из них - астрономический и астрологический контекст "Откровения".

"Через весь Апокалипсис проходит чрезвычайно художественная канва. Это - описание картин звездного неба и, так сказать, первобытный гороскоп из положений планет, тщательно вычисленных автором."
Николай Алек­санд­ро­вич Морозов.

Русский революционер-народник. Член кружка «чайковцев», «Земли и воли», исполкома «Народной воли». Был участником покушений на Александра II. В 1882 году был приговорён к вечной каторге, до 1905 года находился в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Масон .

Почётный член Академии наук СССР. C 1918 года - директор Естественно-научного института им. П. Ф. Лесгафта. Оставил большое количество трудов в различных областях естественных и общественных наук. Также известен как писатель, поэт и автор литературы на исторические темы.
Вы ничего никогда здесь не разберете, пока не посмотрите на дело с астрономической точки зрения. Но как только вы встанете на нее, все вдруг сделается для вас просто и ясно.
Н.А. Морозов
"Прежде всего замечу, что планеты у древних астрологов очень часто изображались в виде коней. Причиной этому были, вероятно, их видимые перемещения скачками между звездами. Благодаря движению земли вокруг солнца, пути внешних планет кажутся нам не плавными, кругообразными, какими они являются на самом деле, а зигзагообразными или петлеобразными. Планета сначала быстро бросается вперед, затем останавливается, затем делает попятное движение, снова останавливается и снова делает прыжок вперед и т.д., пока не обойдет кругом всего видимого неба и не начнет следующего обхода такими же скачками, но уже по новому пути".

В астрологии это кажущееся попятное движение и остановки называются "ретроградностью". Посмотрите на рисунок ниже, где приведен эффект ретроградности для Марса. Обратите внимание, что земля движется по орбите вокруг Солнца быстрее Марса.
"Теперь вам стали ясны и зигзагообразные движения планет на видимом небосклоне, а вместе с тем сделалось понятным, почему на древних астрологических рисунках, и особенно монетах первых веков, мы часто видим изображение планет в виде коней, а созвездия, в которых они находятся, - в виде всадников на них... Укажу для примера эти галльские монеты первых веков:
Вверху второй монеты вы видите сначала изображение трех звездочек, а посередине планету в виде скачущего коня. На ней сидит верхом Рак и держит в лапках узду, а внизу изображен Скорпион или Козерог. Это обозначает, что планета находилась в созвездии Рака и направлялась к Скорпиону или Козерогу. На соседней Конь S (Сатурн) скачет через урну Водолея. Таких монет не мало сохранилось до настоящего времени, а следовательно, и самый способ изображения планет и созвездий, в виде коней и всадников, был обычен для того времени. Замечу еще следующую важную вещь о каждой планете. Вследствие своего огненно-красного цвета, Марс для древних представлялся красным конем; Меркурий, которого почти никогда не бывает видно, - темным; Юпитер и Венера - яркими белыми конями, но отличить этих последних друг от друга большей частью было не трудно, потому что Венера никогда не удаляется от Солнца дальше, чем на одно созвездие. Если Солнце, например, указано в Деве, как это сделано в Апокалипсисе, то и Венера может быть только в Деве же или во Льве, или в Весах, или Скорпионе. Ни в каком другом созвездии она не может быть.

Что касается до Сатурна, то древние изображали его в виде мертвенно-бледного коня, но это не потому, чтобы он мертвенно-бледным цветом... Этот воображаемый цвет был как бы тенью, упавшей на планету от ее зловещего в астрологии имени: Сатурн был богом смерти".
Через весь Апокалипсис проходит чрезвычайно художественная канва. Это - описание картин звездного неба и, так сказать, первобытный гороскоп из положений планет, тщательно вычисленных автором.
Продолжение следует...
Made on
Tilda